Караимское кладбище в Евпатории, или то, что от него осталось
Караимское кладбище в Евпатории находится на восточной окраине города, рядом с еврейским и старым христианским кладбищами. Точно датировать время захоронения на кладбище сегодня сложно, однако ещё А. Фиркович в 40-е годы XIX века зафиксировал отдельные могильные памятники с надписями конца XVI-начала XVII веков. Самым ранним надгробным памятником, найденным в 1847 году, было надгробие с датой 1593 г. (Фиркович А. Сефер Авне Зиккарон. Путевые заметки//Караимская жизнь. – 1911. – Книга 5-6: октябрь- ноябрь. – С. 224.)
К сожалению, состояние сохранности караимского кладбища, количество которых и без того во всём мире исчисляется единицами, нельзя считать удовлетворительным. Особенно оно пострадало в советское время, когда имели место многочисленные случаи использования надгробий для замощения улиц, тротуаров, в качестве бордюрных камней. Известны факты, когда могильные плиты с караимского кладбища шли на фундаменты при строительстве некоторых евпаторийских объектов. Масштабному разрушению караимское кладбище подверглось в 1980-е годы. Вандализм продолжается и в настоящее время. (Шевченко В. Вандализм по закону// Крымская правда. – 1991. – 25 мая). Незначительное количество памятников удалось спасти от разрушения. Они были в 1990-е годы перевезены во дворик евпаторийской Большой кенасы. Это памятники С.М. Пампулову, И.И. Казасу, В.Б. Тонгуру и некоторые другие.
В настоящее время, после варварства 1930-х начала 1990-х годов от одного из древнейших некрополей города мало что осталось. Но ещё можно увидеть традиционные для караимов надгробные памятники типа эгэр-таш (седло-камень), эвчик-таш (домик-камень), софра-таш (стол-камень), остатки родовых секторов. Что же касается нестандартных памятников второй половины XIX начала ХХ веков из мрамора, габбро, диабаза и других ценных пород камня, то они на 99 % разграблены. Фрагменты от памятников И.Э.Бабаджана, М.И. Кара, М.Б. Каракоза, М.В. Кискачи, М.Д. Коджака, А.С. и С.С. Тонгуров разбросаны по территории кладбища. Между тем караимское кладбище Евпатории имеет большую научную, художественную и историко-мемориальную ценность. Здесь похоронены гахан С.М. Пампулов, деятели местного самоуправления, в том числе городские головы М.М. Ефет и М.А. Пампулов, известный деятель культуры, поэт и педагог И. И. Казас, крупные благотворители М.С. Сарач, В.Б.Тонгур, Б.М. Шишман и многие другие выдающиеся представители караимского народа.
По нашему мнению, властям города и Республики Крым нужно срочно принимать действенные шаги по недопущению дальнейшего разрушения караимского кладбища в Евпатории, а также незамедлительно решить вопрос по приданию этому историческому некрополю статуса памятника истории и культуры республиканского значения.