Караи или крымские караимы сформировались как этнос в Крыму и являются сплавом древних караитов, входивших в состав гуннского и хазарского союзов племен и местного населения полуострова (сармато-аланы, готы…). Историческая территория крымских караимов – Кырк Йер (округа кырков) в междуречье Альмы и Качи, включала долинную часть и нагорье с верхней крепостью – Кырк Йернынъ югъары Калеси, или просто Кале. После падения Крымской Хазарии она являлась столицей самостоятельного Кыркйерского княжества караев.
Очередной его опус - статья «Караимы» в «Истории Крыма с древнейших времен до наших дней» - Симферополь, 2009, с.198-204 (а не 194-200, как указано в оглавлении). Учащиеся, учителя, экскурсоводы…, а им адресована книга, не поймут из этой статьи, что же за народ крымские караимы (караи), но получат очередную дозу путаной информации.
Часто ли мы задумываемся о названиях улиц и переулков, по которым ходим каждый день? Откуда берутся такие экзотические названия улиц: Киргизская, Якутская, Армянский переулок? В Харькове когда-то был переулок с ещё более редким названием – Караимский.
Краткий катехизис. Руководство к начальному обучению караимских детей Закону Божию и краткой истории караимизма / Сост. Я.Б.Шамаш. – Евпатория, 1913. – Ч.1. – 27 с.
Книга посвящена караимским детям. Включает разделы:
1. Десять заповедей.
2. Месяцы года.
3. Праздники и посты.
4. Молитвы.
5. Краткая история Караимов.
Крымские караимы в Николеве. История и современность
Крымские караимы в Николеве. История и современность
В истории Николаева представители караимского народа оставили заметный след. Переселение их в портовый и судостроительный город связано с историей освоения южных земель после присоединения их к Российской империи (конец XVIII в). Караимское население в Николаеве всегда составляло не более 1 % от всех жителей города. Однако благодаря врожденному чувству единства они не растворились в подавляющей славянской среде.
Karaimai lietuvoje. Karains in Lithuania. – Vilnius, 1997. – 61 s.
Издание на литовском и английском языках рассказывает о караях Литвы.Даны краткие сведения о истории, религии, караимах и их семьях, языке и культуре, социальном и экономическом статусе.
Полканов Ю.А. Караи – крымские караимы – тюрки. История. Этнографияч. – Культура. – Симферополь, 1997 г.– 150 с.
Книга на русском и английском языках. В оформлении использованы рисунки Р.Нетовкина. Содержит разделы: зтноним, физический тип, характер; происхождение; территория проживания, численность; караимский язык; фольклор; караимское вероисповедание - караизм; реликты прежних верований; имена и фамилии; занятия, быт, кухня; обряды и обычаи; из истории: прошлое, настоящее, будущее; славяне караимского вероисповедания...
Караи (крымские караимы). История, культуры, святыни. – Симферополь, 2000. – 56 с.
В сборнике рассмотрены основные понятия этногенеза, этнографии, истории и культуры одного из малочисленных коренных народов Украины.
Книга прекрасно иллюстрирована фотографиями и рисунками, включает большой статистический материал. В приложении приведены свидетельства специалистов антропологии,языкознания, религиоведения и истории.
Издание предназначено для широкого круга читателей.
Сарач М.С.История и суть религиозных верований. -Москва-Париж, 2000. – 172 с.
Автор книги, почетный член Российской Академии наук, автор многих трудов по этнографии и религии. В настоящей книге затронуты вопросы, связанные с религией, а также верованиями людей в древние времена до пророков, вопросы аскетизма, ритуалов и таинств, веротерпимости и сатанизма. Автор размышляет о вере в нашу эпоху, доказывает, что вера в Бога и бессмертие души присущи человеческой натуре. В книге приводятся выдержки из Ветхого Завета, Евангелия, Корана.