18 декабря 2009 года в Министерстве иностранных дел Украины состоялась торжественная передача Министерству культуры и туризма Украины возвращенных Австрийской республикой культурных ценностей.
Известен древний обычай, призванный уберечь ребенка с самого рождения от болезней, злых духов и прочих напастей. Он кратко описан в шестом томе (часть II) Караимской народной энциклопедии (2007) со слов старейшин: «В прошлом мать сохраняла высушенную пуповину и прядь волос ребенка, зашивала их в небольшой кожаный или матерчатый мешочек и постоянно носила при себе, «считая, что это предохранит ребенка от неприятностей».
Некогда бытовали сотни суеверий. Ныне активно живут десятки. Часть их, записанные Л. Ефетовой-Габай, А. Штойко, А Бабаджаном, приведены ниже.
Прежде считали, что большинство болезней от сглаза и страха. От сглаза жгли гвоздику (каранфиль – патлама), а оставшейся золой смазывали лоб от болезни.
«Глазливому» человеку, который чрезмерно что-то или кого-то хвалил, мысленно говорили: Козунэ туз, котунэ буз – соль тебе в глаза и лед на задницу.
Задумывая что-то сделать, добавляли присловье Кысмэт болса – Если судьбе будет угодно.
Голубой, белый и желтый цвета расположены в том же порядке сверху вниз на флаге и гербе крымских караимов. Рассмотрим значение этих цветов.
Kёк, кек по-карайски означает – голубой, синий и небо. Эти цвета особо почитаются в тюркском мире. Олицетворяли небо и связь с божеством. Считались символами Бога. Словосочетание Кцк Тэнгри означает Бог Небесный. Слова Небо и Тэнгри (Танъры) у древних тюрок были синонимами, и цветам, символизирующим Бога (голубой, белый) приписывалась оберегающая сила (Давлетшин, 2004, с.44, 45). Очень почитались голубые и синие амулеты из бирюзы и лазурита. Голубым было знамя кагана древних тюрок с золотым изображением на нём головы волка (Хатуев, 1999, с.63).
Чатырдаг занимает особое место среди крымских гор. – Это своеобразный символ древней Тавриды и современного Крыма. Чатырдаг виден в хорошую погоду от пределов полуострова – с Перекопского перешейка. Да и с вершины просматривается почти весь Крым и море с разных сторон – к югу у южного и восточного побережья и к северо-западу, в районе Севастополя.
С Чатырдагом связано немало легенд, преданий, поверий. Стократное восхождение на его вершину крымчане приравнивали иногда к паломничеству в святые места.
Эту глину с незапамятных времен использовали в Крыму для очистки шерсти, вина, растительного масла, в лечебных целях, для мытья головы и т.д. В народе кил называли такжегорным и земляным маслом, мыловкой. Известен он был и как кеффекиль (кил из Кефе). А.Е.Ферсман писал (1919), что в Крыму им «пользуютсякак городское население, так и туземцы, по преимуществутатары, крымчаки и караимы, частью для мытья в морской воде, частью для извлечения жира при обработке шерсти, и, наконец, для лечебных целей и в качестве пластыря». В народной медицине кил применяли при отравлениях и лечении болезней кожи, как основу для мазей, в качестве присыпок на раны.
Первые фигуры-манекены, изображающие караимов в национальной одежде, были изготовлены в 1863 г. по желанию Русского Императорского Географического общества.