Суеверия крымских караимов
Некогда бытовали сотни суеверий. Ныне активно живут десятки. Часть их, записанные Л. Ефетовой-Габай, А. Штойко, А Бабаджаном, приведены ниже.
Прежде считали, что большинство болезней от сглаза и страха. От сглаза жгли гвоздику (каранфиль – патлама), а оставшейся золой смазывали лоб от болезни.
«Глазливому» человеку, который чрезмерно что-то или кого-то хвалил, мысленно говорили: Козунэ туз, котунэ буз – соль тебе в глаза и лед на задницу.
Задумывая что-то сделать, добавляли присловье Кысмэт болса – Если судьбе будет угодно.
Во исполнение желаний надо пообещать что-то сделать для бедных и выполнить обещанное.
Нельзя:
- что-нибудь зашивать и пришивать на человеке, а если придется, надо назвать имена семи вдов;
- плевать или мочиться на огонь, воду, золу;
- ставить рюмку или бокал на тарелку (можно лишь на поминках);
- бить веником;
- разбрасывать стриженые ногти (надо незаметно закопать);
- бросать вычесанные волосы (надо завернуть в бумагу и сжечь в печи);
- выбрасывать и переворачивать хлеб нижней коркой вверх;
- выбрасывать хлебные крошки (надо съесть или дать птицам);
- дарить кинжал или иные острые вещи, не взяв за них символическую плату, хотя бы копейку;
- шить и покупать новые вещи больному;
- сидеть в ногах на постели больного;
- что-либо давать и брать через порог.
Часть любой прибыли надо уделять бедным.
Обязательно выполнять пожелания человека, давшего страшный зарок: Олум ийла, карам къый – Оплакивай мою смерть, и носи по мне траур. Эти слова произносили лишь в крайнем случае, когда остальные доводы исчерпаны, а просьба не нашла отклика.
Начавший сметать мусор, должен сам убрать его. Начатое дело следует самому и закончить, иначе в судьбу будут вмешиваться другие.
Утратившие недавно родителей с вечера пятницы до конца субботы не должны прясть, шить или обрабатывать нитки, так, как это может помешать душам усопших отлететь и молиться.
Чем больше хозяек попробует праздничный пасхальный хлебец – тымбыл, тем удачнее будет год.
Для предохранения от врагов, в доме, у порога, в пол надо воткнуть кинжал. От врага оберегает и закопанный перед домом нож с черной ручкой.
Чихнувшего при упоминании покойника следует трижды ударить по плечу.
Если воет собака, переворачивают лицевой стороной вниз мужскую обувь – это отводит беду.
На кухне в доме держат лошадиную подкову на счастье, но не новую, а найденную.
Веник ставят ручкой вниз лишь в случае, когда хотят, чтобы скорее ушел непрошенный гость.
Угостить в доме надо даже врага, но кушать вместе с ним нельзя.
После ухода из дома врага, кидали вслед ему камешек со словами: Йолы таш болсын – Пусть дорога тебе камнем будет.
(Газета "Къырымкъарайлар")