Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Яков Кефели (07.11.1876 – 06.07.1962)

 

 

 

 

 

 

Яков Кефели (07.11.1876 – 06.07.1962)

 

alt
 

 


           
Будущий герой Порт-Артура, доктор медицины, генерал и последний официальный представитель царской России в международной организации – Яков Кефели родился в семье старшего караимского газзана в г.Николаеве. Кровно связан с Крымом. Его предки по мужской линии – выходцы из Кефе (Феодосия). Мать – Арзу, урожденная Сакизчи-Ага, происходила из древнего карайского рода, правившего в Кырк Йере (Джуфт Кале). Детство провел в Николаеве. Подолгу жил в Симферополе, Севастополе, Одессе. Вероисповедания караимского. Хорошо знал родной караимский язык, фольклор, обряды и обычаи своего народа. Благодаря этому свободно общался в дальнейшем не только с крымскими, но и с казанскими и сибирскими татарами и снискал особое уважение у служивших с ним матросов-татар.


            Закончил Александровскую гимназию в г.Николаеве. Традиционную для крымских караимов тягу к военной профессии сочетал со стремлением стать врачом. Сумел совместить и воплотить в жизнь эти желания. В 1896 г. поступил в Императорскую военно-медицинскую Академию, и закончил ее с отличием в 1901 г. со степенью лекаря. В том же году начал воинскую службу младшим врачом в кавалерийском полку. Согласно послужному списку «Высочайшим приказом…» 1902 г. переведен на службу в Морское ведомство и назначен младшим врачом медицинской части Управления Порт-Артура, а затем переведен на должность младшего врача в Квантунский флотский экипаж.


            В 1902 г. был командирован в Китай в г.Ньючванг на борьбу с холерной эпидемией.


            В 1902-1904 гг. находился в заграничном плавании в должности судового врача на крейсере 2 ранга «Забияка» и эскадренном броненосце «Пересвет» и в должности отрядного врача на эскадренном миноносце 1-й Тихоокеанской эскадры.


            На последней должности состоял и во время русско-японской войны.


            27 января 1904 г. принимал участие в бою с японским флотом у Порт-Артура, находясь на эскадренном миноносце «Стерегущий».

            Во время блокады и тесной осады Порт-Артура исполнял также обязанности заведующего 1-м морским санитарным отрядом и заведующего плавучим санитарным караваном для перевозки раненых.


            В должности заведующего санитарным отрядом принимал участие в боях      на Зеленых горах с 13 по 15 июля 1905 г. в составе дивизии генерала Кондратенко. С 15 июля по 20 декабря того же года, участвуя в обороне крепости Порт-Артур, находился с санитарным отрядом на атакованном участке северо-восточного фронта.

            Отличился в боях и внес заметный вклад в организацию военно-полевой медицины. Санитары  успешно использовали сконструированные им двухколесные носилки для транспортировки раненых (получили известность как «носилки Кефели»).


            Имя и фотографии Я.Кефели приведены на страницах известных книг «Правда о Порт-Артуре» и «Конец осады Порт-Артура» (Петербург, 1906-1907; 1907). Их автор Е.Ножин назвал фамилию доктора Я.Кефели в ряду других «светлых имен, украшающих собой длинный перечень славных имен героев обороны Артура».


            Кстати будет напомнить, что в русско-японской войне 1904 г. участвовало немало крымчан разных национальностей, включая и крымских татар. Сейчас о них редко вспоминают, но события той героической и, одновременно, трагической эпопеи и поныне живут в фольклоре крымских караимов и крымских татар. Сохранилась некогда популярная «Песня о Порт-Артуре». В одном из ее вариантов упомянут крымский караим Марк Тапсашар, друг Якова Кефели, геройски погибший в бою, известном в военной истории, как контратака Тапсашара. Полковник С.Рашевский писал в своем дневнике: «Японские офицеры так были восхищены героизмом Тапсашара, что посчитали своим долгом довести по команде до сведения командующего армией о выдающемся  подвиге русского офицера. Ноги донес об этом императору Японии. Микадо приказал узнать фамилию, так как пожелал впоследствии лично засвидетельствовать нашему Государю восторг перед героизмом его подданных». В Крыму, на родовом кладбище крымских караимов Балта Тиймэз (Топор не коснется) М Тапсашару установлен безмогильный памятник  йолджы таш (камень путнику).


            Я.Кефели описал подвиг М.Тапсашара и оставил обширные воспоминания о русско-японской войне.

            В 1905  г. он служил на Черноморском флоте в морском госпитале в г.Николаеве. В 1906-1907 гг . был прикомандирован к Императорской военно-медицинской академии. Затем переведен на Балтийский флот.  С 1908 по 1918 гг. служил в Управлении санитарной частью флота при Морском министерстве. Состоял членом Комиссии для составления санитарного отчета по флоту  в русско-японскую войну и подготовил по заданию командования обстоятельный доклад. Часть его опубликована в виде отдельного издания.


            Заметный резонанс имели публикации Я.Кефели в «Медицинском прибавлении к Морскому сборнику», «Вестнике красного креста», «Морском враче» и др. изданиях.

            В 1914 г. издана диссертация Я.Кефели «Потери в личном составе русского флота в войну с Японией. Статистический исследования», за которую он удостоен ученой степени доктора медицины.


            Начав службу простым врачом, Я.Кефели прошел путь до генерала.

            Во время первой мировой войны выполнял задания командования в Карской крепости, Севастополе и Одессе. Состоял комендантом Трапезунда. В период гражданской войны был главноуполномоченным по борьбе с эпидемиями в Одессе, начальником санитарной части армии, формировавшейся в Одессе генералом Шварцем.  Командовал военно-санитарной базой в Константинополе. Входил в Международный санитарный совет для Ближнего Востока и оставался в нем до 1923 г., когда после 60-ти лет существовании совет был упразднен Лозаннским миром.  Являлся, таким образом, последним официальным представителем России в международном органе.


            Переехав в Париж, прожил там до конца дней своих «бедуя во  Франции, ожидая французской могилы». НЕ было дня без мыслей о покинутой родине, о родных и  друзьях, о погибших и живых. «Воспоминания обо всем, ушедшем с моей Родиной, - писал он, _ дороги мне даже в обломках здесь за рубежом, где суждено мне остаться навсегда». Постоянно поддерживал связь с оказавшимися за границей сослуживцами, соплеменниками, друзьями.  Пользовался  авторитетом  в эмигрантских кругах. Как старший по званию, возглавлял морское собрание соратников по флоту. Участвовал в жизни общины крымских караимов, состоявшей, в основном, из бывших офицеров царской армии.


            Я.Кефели издал за рубежом ряд работ, связанных с историей российского флота. К сожалению, много интересных и разнообразных по тематике воспоминаний и работ  не опубликованы до сих пор.

            В воспоминаниях много познавательного, поучительного: этнографические заметки, любопытные факты о нравах моряков, веротерпимости и т.д. «По фамилиям, - пишет Я.Кефели, - в кают-компании были представлены народы всей России и даже Европы». Они были разной веры. «Среди офицеров во всей эскадре, отмечает автор воспоминаний, - нехристиан было только два: я [караимского вероисповедания – прим.} и лейтенант Ислямов – магометанин». Все чувствовали себя комфортно и в будни, и во время официальных православных праздников и были в прекрасных отношениях с судовым священником отцом Вениамином. Я.Кефели пишет: «Как караим я чту учение Христа не менее христиан» и подчеркивает, что «никогда не выдавал себя за православного или христианина, но уважал чужое, и меня за это уважали». В кают-компании о религии не говорили. Это запрещал еще морской устав Петра Великого, как и разговоры о политике и осуждение начальства.


            Показательно отношение Я.Кефели к революции: «Если война – состязательный дуэт народов в глупости и разрушительности, то революция – самоистребительное соло на те же мотивы!.. Когда же заглохнут эти адские симфонии. Услышим ли звуки гимна: Мир и благоволение в людях?»


            Особенно интересны работы фольклорного жанра (есть политико-филоософские, экономические, исторические, медицинские и др.). Воспитанный в лучших карайских традициях, Я.Кефели блестяще знал историю, фольклор, обряды, древние обычаи родословные предков. Общался с выдающимися деятелями караимского народа, например, с последним Гаханом Хаджи С.Ханом Шапшалом.


            Родственники и потомки нашего героя живут в настоящее время в Симферополе, Николаеве, Одессе, во Франции и США. Одна из ветвей этого древнего рода связана родственными узами с потомками последнего турецкого султана.

   

А.Полканова, Ю.Полканов
(Легенды и предания крымских караимов / Сост. Полканова А., Полканова Т., Зинченко Н.. – Симферополь: Доля, 2008.)         

 

 

 


  • Тапсашар Марк Федотович
  • Крымские караимы в Николеве. История и современность
  • Крымские караимы в Николаеве
  • Взрыв и гибель «Хатсузе»
  • Крымские караимы на фронтах и в эмиграции (3) Фамилии на Г
  • Легенды и предания крымских караимов
  • Крымские караимы на фронтах и в эмиграции 1
  • С. Кальф-Калиф
  • ЗАХАРИЙ ОСИПОВИЧ СИНАНИ
  • Яков Ибраимович Бараш

  •  

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru