Дача стамболи: история и архитектура

100 лет назад феодосийская набережная от современной ул. Галерейной до турбазы "Ай-Петри" имела совершенно другой вид. Это был ряд дорогих, роскошных особняков, спроектированных лучшими архитекторами того периода и принадлежащих богатым, значимым людям. Например, таким, как художник И.К. Айвазовский или московский книгоиздатель А.С.Суворин.
В этом же ряду в 1909 г. решил построить себе особняк и Иосиф Вениаминович Стамболи, младший сын табачного фабриканта Вениамина Осиповича Стамболи, который основал в 1861 г. первую в Крыму Феодосийскую табачную фабрику.

Иосиф Стамболи развил табачное дело своего отца до уровня бренда мирового уровня. Фабрика производила высококачественный табак и папиросы престижных марок. Табачные плантации находились в Крыму, на Северном Кавказе, в Болгарии, Турции. Известны случаи, когда табак завозился из Китая и Японии. Продукция фабрики экспортировалась в страны Европы и Азии и завоевала заслуженную популярность. Сохранились рекламные объявления той поры, призывающие "господ курящих изведать южного табаку, душистые свойства которого известны на весь мир". Три раза фабрика получала золотые медали на престижных выставках в Париже и Лондоне, а в 1904 г. продукция фабрики получила Гран-При на Всемирной выставке табака в Париже. Семья Стамболи заработала на продаже папирос огромное состояние. Активы предприятия в части только табачных плантаций составляли в 1916 году 26 млн.рублей.
В 1909 г. Иосиф Стамболи решил жениться и построить дом для своей будущей семьи. Свадьба состоялась в 1911 г. в Санкт-Петербурге. В строительство нового особняка были вложены достаточно большая сумма – 1 млн. 100 тыс. золотых рублей.
Проектировщиком здания стал известный ялтинский архитектор Оскар Эмильевич Вегенер, известный по участию в проектировании и постройке Дворца Александра III в Масандре, дома А. Мордвинова и гостиницы "Метрополь" в Ялте, имение С. Кокорева в Мухалатке (Симеиз). Особняк Стамболи был построен в стиле модерн, особенно популярным в конце XIX века в России. Но внешний вид нового особняка был исполнен в мавританском стиле. В целом же, в модерне допускалось широкое разнообразие: в одну композицию могут входить и мавританский стиль, и готика, и неоклассика, но в своем объединении они дают абсолютную архитектурную гармонию. Здание ассиметрично. Архитектурные элементы не повторяются. Разнообразие мотивов и фактур в отделке, всевозможные башенки, крытые галереи и террасы придают ему восточный колорит и величественность.
Стамболи пригласил лучших специалистов того времени. Здание с момента постройки стало визитной карточкой Феодосии и одним из символов Крыма.
Качество строительства было настолько высоким, что, несмотря на солидный возраст этого сооружения – 100 лет, почти все элементы декора являются подлинниками.
Площадь дома 1500 кв.м. Дом Стамболи поделен на три части: гостевую, семейную и служебные помещения.
Семейный вход украшают две мраморные колонны из белого итальянского мрамора, украшенные листьями аканта, выполненные феодосийским мастером Фока Яни и считающиеся одним из шедевров европейской резьбы по мрамору. Добывается мрамор из каменоломен близ города Каррара в Тоскане, Италия.
На фасадах изразцы ручной работы, привезенные из-за границы, в основном из Испании и Туниса.
В 1914 году дом был абсолютно современным, здесь была горячая и холодная вода круглосуточно, центральная система отопления и электричество.
Источник: http://underwater-museum.ru/history-ru.html