Логин
Пароль

Новые исследования генетики крымских караимов и крымских татар

Вопрос о происхождении крымских караимов (караев) является предметом пристального изучения антропологов и генетиков. В 2020 году Региональная национально-культурная автономия крымских караимов Республики Крым выиграла грант Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым для реализации проекта «Создание генетической базы данных крымских караимов-тюрков», получив 450 тысяч рублей при обязательном софинансированиии в сумме не менее 10 % собственных денежных средств, которые были собраны силами членов автономии. Исследования были проведены Крымским федеральным университетом им. В. И. Вернадского (на кафедре биохимии Медицинской академии) и Институтом биохимической физики имени Н. М. Эмануэля Российской академии наук (г. Москва), где происходила расшифровка строения молекул ДНК. В выборку были включены не только крымские караимы, но и крымские татары, а также славяне (русские, украинцы, поляки). Для достоверности все эксперименты проводились «слепым» методом: биологический материал (образцы защёчного эпителия) поступали в Институт биохимической физики под номерами и только после получения данных о строении ДНК сопоставлялись с именами исследуемых. Чтобы исключить ошибки, в группу были включены несколько пар близких родственников (отец и сын, родные братья, двоюродные братья по линии отца, двоюродные сёстры по линии матери, дядя и племянник и т. д.), у которых должна была быть выявлена идентичность расшифрованного участка ДНК. Во всех случаях (без единого исключения!) совпадение ДНК подтвердило не только заведомо известное родство, но и высокую точность проведённых экспериментов. В результате исследования была показана генетическая близость и единство происхождения двух тюркских народов – Крымских татар (горная субэтническая группа) и крымских караимов.

Прежде чем привести более подробные данные, дадим краткую информацию о главном объекте исследований. ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) – молекула, в которой записана вся наследственная информация человека, получаемая им от родителей и передаваемая детям. ДНК в клетках организма представлена линейными молекулами, содержащимися в сорока шести хромосомах, и кольцевыми молекулами, находящимися в митохондриях (органеллах, являющихся «энергетическими станциями» клетки). Митохондриальные ДНК человек получает только от матери, а хромосомы – поровну от матери и отца (по 23 хромосомы от каждого родителя). Среди 46 хромосом 2 являются половыми: X и Y у мужчин и две X – у женщин. Y-хромосома наследуется только по мужской линии (патрилинейно – от отца к сыну).

Наследственная информация в ДНК записана всего четырьмя буквами (четырьмя разными нуклеотидами). Индивидуальность каждого организма определяет его качественный и количественный белковый состав. Белки – это молекулы, являющиеся полимерами аминокислот. При синтезе белков в их состав включаются 20 различных аминокислот. Комбинация из трёх букв ДНК кодируют одну аминокислоту в синтезируемом белке. Участок ДНК, в котором записана информация о последовательности аминокислот в молекуле белка, называется геном.

Большинство генов имеется у человека в двойном наборе. Такие гены, один из которых получен от отца, а другой – от матери, называют «аутосомными». Но есть гены, которые человек поучает только от одного из родителей. Это «однородительские» гены. Как уже было сказано выше, только от отца передаются гены с Y хромосомой и только от матери – гены митохондрий.

Естественно, что при делении клеток и при передаче ДНК потомству эта молекула должна копироваться. При удвоении (переписывании) иногда возникают ошибки (мутации). Например, только Y-хромосома человека содержит более чем 59 миллионов букв (пар нуклеотидов). Естественно, что при копировании такого огромного текста могут появляться «опечатки». Эти ошибки передаются потомству, и по комбинациям таких неточностей можно проследить происхождение каждого человека.

Генетический текст, передаваемый с митохондриальной ДНК (от матери) и Y-хромосомой (от отца), называют гаплотипами мтДНК и Y-хромосомы. Потомки каждого человека, у которого произошла ошибка (мутация) при удвоении ДНК, отличаются от потомков других людей. Линии передач генетической информации с характерной «опечаткой» называются «линиджами». Группы родственных гаплотипов, собранных в «линиджи», объединяют в гаплогруппы.

Теперь вернёмся к результатам наших исследований. Всего было изучено 103 образца дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК Y-хромосомы – 45 и ДНК митохондрий – 58). По мужской линии исследовано 26 крымских караимов, 14 крымских татар и 5 славян, по женской – 28 крымских караимов, 15 крымских татар и 15 славян. Генетический материал был взят у жителей Симферополя, Школьного, Приятного Свидания, Чистенького, Бахчисарая, Красного Мака, Каштанов, Евпатории, Феодосии, Приморского, Ялты, Севастополя и Москвы.

Полученные результаты указывают на общность происхождения крымских караимов и крымских татар (горная субэтническая группа), у которых выявлены одинаковые гаплогруппы Y –хромосомы: G2a, J2, L, I2 и R1a. Если первые четыре встречаются в популяциях Кавказа, Восточного Средиземноморья, Малой Азии, Передней Азии, южных регионов Европы, то R1a – «паневразийская» гаплогруппа, преобладающая в Восточной Европе, на Алтае и в Индии.

Важно, что наши данные в целом совпали с результатами, выполненными ранее учёными в Институте общей генетики им. Н. И. Вавилова Российской академии наук и Медико-генетическом научном центре им. Н. П. Бочкова (г. Москва), где также была показана генетическая близость крымских караимов и крымских татар (отличием явилось то, что мы не обнаружили существенного вклада гаплогруппы J1 у крымских караимов). Вышеупомянутые исследователи обнаружили, что генофонд крымских караимов наиболее близок к тюркским популяциям Малой Азии (турки) и Кавказа (азербайджанцы и кумыки). Интересно, что, кроме тюркских народов, была выявлена генетическая близость крымских караимов с иранцами, что проливает новый свет на историю этногенеза караев и объясняет наличие у крымских караимов фамилий иранского происхождения.

23 октября 2021 года в Крымской республиканской универсальной научной библиотеке им. И. Я. Франко состоялось собрание Региональной национально-культурной автономии крымских караимов Республики Крым, на котором автором этих строк были обнародованы предварительные результаты, полученные в процессе выполнения генетических исследований. Послушать доклад собрались представители из Симферополя, Бахчисарая, Евпатории, Феодосии и других населённых пунктов Крыма. В онлайн режиме присоединились ещё 50 участников из разных стран и городов, а также уважаемые старейшины, которые не смогли присутствовать очно.

Интересно, что в процессе выполнения гранта были выявлены родственники, имеющие общего мужского или женского предка, что оказалось приятной неожиданностью для некоторых исследованных людей, которые знали свою генеалогии не дальше дедушек и бабушек.

В настоящее время выполняется дальнейшая обработка полученных результатов и готовится их публикация в научных и научно-популярных изданиях.

Нам представляется очень важным продолжение данных исследований, в том числе по так называемым аутосомным полногеномным маркерам, характеризующих весь геном человека.

Константин Александрович Ефетов,

заведующий кафедрой биохимии Медицинской академии

Крымского федерального университета,

доктор биологических наук,

профессор,

академик Российской Академии Естествознания,

заслуженный деятель науки и техники Республики Крым и Украины,

почётный работник науки и высоких технологий Российской Федерации

• Происхождение крымских караимов в свете последних данных генетики
  • Новое изобретение К.А. Ефетова помогает в борьбе с виноградным вредителем
  • Крымские караимы (составитель – К. А. Ефетов)
  • Резолюция круглого стола "«Роль женщины в сохранении культурного наследия ...
  • На заседании общественного совета Госкомнац
  • Предварительные результаты переписи в Крыму: караимов – 535 человек…
  • К 30-летию работы по сохранению и возрождению культуры крымских караимов
  • Ефетов Владимир Михайлович
  • В 2023г. Оракъ Тою (Праздник урожая), прошел на территории караимской кенса ...
  • История национальных организаций Крыма

•

1 написал: Prof. Dr med. Sokolow (16 ноября 2021 03:02)

Szanowny Panie Profesorze , mialem krewnego fizyka jadrowego urodzonego w Krymie ale pracujacego w Kijowie, spotkalem Go u mojej Cioci Efetowej w Moskwie w latach 1960 , moze jest kontakt z Nim. Czy moglbym prosic ew. o Kontakt. Z gory dziekuje Prof. A. Sokolow

2 написал: windowsmoviemakerrus (8 января 2022 00:14)

Site Top News

3 написал: Dostlar (2 апреля 2022 18:52)

Very interesting that Karaim Turks have similar DNA to Kumyk Turks. Kumyk and Karaim Turkic languages are very similar. It shows that linguistically they probably descend from the same branch of Turkic tribes.

It is worth looking further into the Iranian DNA matches. There are 6 large Turkic groups in Iran, which represent over 20% of the Iranian population: Turkmen, Azerbaijani, Qashqai, Khorasanlar, Afshar and Qarai. The last group sounds very similar to Karaim :) they are Tatars.

Добавление комментария

Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код

Translate site to:

Что бы Вы хотели здесь увидеть?

Больше фото Караимов!