На исторической Родине, в Крыму, крымских караимов около 800, в других регионах современной Украины — 400 из примерно 2000 караев во всем мире.
В 1246 г., по приглашению князя Данилы, часть крымских караимов, в основном земледельцы и скотоводы, переселились из Крыма в Галицию, где получили землю и льготы. Сейчас в Галиче, Ивано-Франковске и Луцке осталось несколько семей потомков давних поселенцев, хранителей древней культуры далеких предков.
Известно о караях - выходцах из Крыма среди казаков, например, о гетмане Ильяше Караимовиче, Левко Бубновском и др.
В южные и центральные регионы страны караи попали, в основном, в XIX в. после присоединения Крыма к России, особенно после Крымской войны 1854-1855 гг. Наиболее крупные общины вне Крыма, в Украине, до революции находились в Киеве, Одессе, Харькове, Днепропетровске, Николаеве.
Начало современной истории народа связано с периодом перестройки и образования независимой Украины, в которой оказалась историческая территория караев и большинство их. После периода Советской власти у крымских караимов появилась надежда на сохранение и возрождение народа и этнокультуры.
Несмотря на понесенные потери и катастрофическое положение народа, его святынь и культуры, караи сохраняют стойкое этническое самосознание, веру, традиции и стремление к сохранению культурной идентичности.
В 1989 г. начали создаваться национально-культурные общества. Всеукраинская Ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар» объединяет ныне общины Крыма (Симферополь, Евпатория, Бахчисарай, Феодосия, Ялта, Севастополь) и других регионов Украины (Днепропетровск, Харьков, Мелитополь, Киев…). Основная ее цель: сохранение и возрождение караимского народа, его святынь и культуры. При Ассоциации имеются Научный Совет и молодежный этнокультурный центр «Кале». Издается литература, проводятся конференции, дни культуры, молодежные трудовые лагеря, отмечаются национальные праздники.
В 1999 г. отреставрирована Малая кенаса в Евпатории. В 2000 г. воссоздано Духовное Управление караимов Украины.
В 2003 г. прошел национальный съезд; на нем выбран Улу Бийлик — Высший Совет крымских караимов Украины, подтверждена уточненная самоидентификация. Съезд констатировал потери караев после революции 1917 года, подтвердил приверженность идеалам и традициям предков и провозгласил главной целью сохранение и возрождение народа, отметил, что крымские караимы являются преемниками и правонаследниками созданных предшествующими поколениями народа духовных и материальных ценностей.
В 2005 г. отреставрирована и открыта Большая (Соборная) кенаса в Евпатории. К этому событию были приурочены Всемирные встреча и фестиваль крымских караимов (Евпатория — Джуфт Кале).
В Евпатории община «Кардашлар» организовала национальный музей. Там же создан детский танцевальный ансамбль «Фидан», лауреат ряда конкурсов и фестиваля в Турции.
Члены Ассоциации участвовали в сессиях ООН по коренным народам мира (Женева), в Курултае тюркских народов (Турция) и в других международных форумах.
Ассоциация исследует национальные святыни. На основе преданий открыта уникальная система подземных гидротехнических сооружений у крепости Джуфт Кале.
Несмотря на определенные успехи и благожелательное отношение государства, не решается главная задача — не допустить уменьшения численности. Украина не имеет опыта сохранения малочисленного коренного народа, находящегося к тому же в сложной демографической ситуации. Для решения этой проблемы необходимо принятие комплекса мер, в их числе: законодательное закрепление статуса малочисленного коренного народа, возвращение культовых и общинных зданий, придание должного статуса национальным святыням, стимулирование национальных молодежных семей и т.д.