Караизм (караимское вероисповедание, караимизм) – самостоятельная монотеистическая религия, со своими догматами, традициями, иерархией, календарем. Базируется на учении Анана, Святом Писании (Ветхом Завете) и традиции.
Сейчас караимизма придерживаются небольшие группы верующих в Украине, Турции, Литве, Польше, Франции, Израиле, США, России и других стран. В Украине караимского вероисповедания крымские караимы и небольшая группа верующих славян, потомков казаков станиц Северного Кавказа.
Крымские караимы (крымкарайлар) – единственный народ в мире, для которых караимское вероисповедание является национальной религией.
В связи с совпадением этнонима (названия народа) «карай» и «караим» с названием приверженца караизма, часто возникает путаница.
В религиозном отношении крымские караимы всегда были самостоятельны и независимы. Религию Анана они восприняли с важнейшими положениями его учения, включая веру в Единого Бога, в бессмертие души, глубокое почитание нравственных заповедей, терпимость и свободу выбора верующим пути к спасению, необходимость самостоятельного постижения Святого Писания, не полагаясь на мнения других.

Десять догматов вероучения:
1. Все видимые и невидимые миры сотворены единым словом предвечного Творца;
2. Он не имеет ни начала, ни конца;
3. Он всегда един и не имеет подобного Себе;
4. Все существующее создано волей Бога;
5. Он ниспослал через Моисея десять заповедей и Его велением написано Пятикнижие;
6. Господь удостоил откровением других пророков;
7. Изучение закона обязательно для верующего;
8. Верующий обязан верить в воскресение мертвых;
9. Он обязан верить, что Господь воздаст по его заслугам в день суда;
10. Настанет царствие небесное, явится Мессия.
«Караимская доктрина основана на свободном толковании Священного Писания и не придает значения никакому авторитету». «…История караимизма показывает, как, по мере умственного развития народа, оказавшиеся ошибочными толкования заменялись толкованиями, более правильными».
«Главной основой караимской веры – писал Ю.Кокизов, - является текст «Люби Господа Бога и ближнего, как самого себя» (Левит. 19.18)»