С образом и условиями жизни караев генетически связана приверженность народа к сельскому хозяйству, ремеслам и военному делу. Отношение к занятиям сельчан отражает народное изречение:
Если кто садом в Шуре владеет,
И на Альме виноградник имеет,
И дом в Кале с пещерой в скале,
И в степи овец стадо,
То что ему еще надо?!
Земледелием и скотоводством занималось население долин и родовой крепости, в окрестностях которой известны микротопонимы Бахча — сад, Борла — виноградник, Индыр — место обмолота зерна, Йэль дэгэрмэн — ветряная мельница.
Любимым занятием было садоводство. Типична поговорка: Барлыкъ багъ билен бахча дыр — Достаток — виноградник с садом. Караев считали лучшими садоводами в Крыму.
Особое место отводилось водоснабжению крепости и сельскохозяйственных угодий, о чем свидетельствуют сохранившиеся гидротехнические сооружения.
Жизненные потребности, занятие сельским хозяйством и нужды обороны обеспечивали кузнецы, строители, оружейники, гончары. Основным ремеслом было кожевенное дело. Мастера готовили одежду, обувь, сбрую, военное снаряжение.
На протяжении всей истории у караев были развиты военные традиции, что отражено в символике национального герба — сэнэк, калкан, крепостные башни. Большую роль в формировании и развитии этих традиций играла родовая крепость. Ее гарнизон всегда составляли крымские караимы. Караи-воины охраняли хазарских каганов, крымских ханов (за это причислялись к военной аристократии — тарханам), литовских князей, польских королей, российских государей.
После революции 1917 г. с ее репрессиями и конфискацией земель и имущества, советская власть лишила караев древних традиционных занятий сельским хозяйством и ремеслами.