Народная музыка крымских караимов,
композиторы, певцы, музыканты, деятели театра и кино
Необходимо отметить широту и глубокий смысл тематики народной музыки. В ней, как в зеркале, отражен многогранный образ народа. Основополагающий началом народного фольклора караев является широкое использование восточных ладов, характерных для тюркских народов. Сохранилось немало исконно крымскокараимских песен и танцев. Несмотря на ряд отличий, включая тематику, по своему построению они близки к музыкальному народному творчеству крымских татар и крымчаков, что подтверждает и исследователь крымской народной музыки композитор Ферзи Алиев (2001). Национальной музыки караев посвящается статья Т.А. Чореф в караимской народной энциклопедии (2006, т.5).
Не давая музыкально-тематического построения мелодии, ритма, гармонии, остановимся на различных жанрах песенного фольклора.
Очень характерны для крымских караимов частушки — чин с изобретательностью и юмором караи устраивали состязания между собой, импровизируя бесконечные частушки — чинлар.
Песни и танцы являются составной частью караимских обрядов. Шардуван щербиет — так называются некоторые йыры — обрядовые песни. Их передают из поколения в поколение.
Существовал у караев и обычай, восходящий к раннему периоду истории тюркских народов, когда молодые люди в масках животных (быка, осла, льва, петуха, лисицы ит.д.) обходили дома соплеменников, пели агаваты — колядные песни, плясали, веселились, собирали пожертвования деньгами и продуктами. Большую часть раздавали потом бедным. Происходило это в феврале-марте месяце, в дни праздников Ага-думпа (Сановник опрокинулся и празднику Кыныш (Пурим). Позже молодежь перестала так наряжаться, но ходила по домам, собирая пожертвования для бедных исполняя колядные песни (этот обычай дожил до середины ХХ столетия).
Караимскую свадьбу сопровождали и обрядовые песни. Песней «Кэльсен, кэльсен» мать и родные невесты, гости и сваты ((кудалар) с музыкантами вызывали молодых.
В траурные дни и во время поста Недава (день повиновения в июле-августе), когда навещали могилы родственников, пели поминальные песни называемые шэрбийэт (начало стиха).
Исполнялись они обычно нанятыми профессиональными плакальщицами. Тексты шэрбийэтов импровизировали в зависимости от того, кем и кому они были адресованы.
В героических песнях дэстанах воспеваются подвиги воинов Джуфт Кале, людей, отличившихся личной храбростью. Один из таких дэстанов был посвящен подвигу карая — поручика Тапсашара геройски погибшего при осаде Порт-Артура.
Среди танцевальной музыки следует назвать хайтарма. Он неизменно сопровождал конушма и встречи караев.
Мировое признание получила деятельность Анны Павловой, С. Майкапара, С.Юткевича и других. Фортепьянные миниатюры С.
Майкапара для детей известны во всем мире. Большую ценность для музыкантов и для читателя представляют его книги: «Годы учения», «Музыкальный слух» и «Значение творчества Бетховена для нашей современности». В цикле из восьми концертов С.Майкапар исполнил все 32 сонаты Л. Бетховена. .В кратком докладе невозможно подробно остановиться на деятелях театра и кино, певцах, музыкантах-инструменталистах. В караимской народной энциклопедии освещена деятельность выдающихся мастеров и других специалистов которые внесли свою лепту в развитие музыкальной культуры.
В журнале «Караимская жизнь» (1911, №3, 4)) в статье «Общие заметки о караимах», написанной для Французской Академии наук по просьбе академика Дебаи, дается краткая оценка караимской эмансипации. В настоящее время они, караимы, могут гордиться большим числом своих братьев с высшим образованием, как-то: докторов медицины, юристов, инженеров, преподавателей наук в средних учебных заведениях и пр., не говоря уже о юношах, воспитывающихся в гимназиях и реальных училищах. Я говорю о «громадном» числе, конечно не в абсолютном смысле слова, а в сравнении с малочисленностью самих караимов.
Значителен вклад крымских караимов в культуру стран проживания.
Ниже приведены списки караев внесши заметный вклад в культуру стран, где они работали или продолжают работать в настоящее время. Подробнее их деятельность освещена в караимской народной энциклопедии (2006, т.5).
Деятели музыкальной культуры
Аваш Александра Ильинична(1896-1966)-концертмейстер.
Айваз Ирина Валентиновна (1915-1992) – певица, музыкальный работник-методист дошкольному воспитанию.
Айваз Ромуальд Арамович, (1937) - преподаватель фортепиано в Музыкальном училище С.-Петербурга.
Айваз Яков Арамович (1946) - пианист.
Бабаджан Наталья Федоровна (1903-1969) – концертмейстер.
Бабаджан Тотеш Симона (1892-1970) - методист дошкольного музыкального образования.
Бараш Ева Яковлевна (1910-1997) – музыкант-любитель, хранительница мелодий караимских песен и танцев.
Григулевич Асината Осиповна (1899-1982) – пианистка, музработник, детсада.
Гиббор Илья Моисеевич (1881-1920) – скрипач оркестра городского театра Киева.
Дубинский Сима Хилькевич (1856-1902) – знаток религиозных песнопений.
Ельяшевич Сима Саадьевич (1879-193 3) – профессиоиалый певец.
Зайончковский Яков Ананьевич (1915-2000) – профессиональный певец.
Исакович (Эль-Тур) Анна Самойловна (1886- ?) – выдающаяся певица.
Исакович Валентин Самойлович (1880-1937) – виолончелист оркестра.
Ифтинки Анна (1928) – пианистка, преподаватель консерватории г. Тирана. .
Ифтинки Модест (1930) – скрипач, профессор консерватории Бухары.
Казас Виталий Аркадьевич (1947)-преподаватель детской музыкальной школs? класс кларнета. Капон-Иванов Перекоп Гавриилович (1924-1973) – известный бандурист, домрист, педагог, композитор.
Кефели Евгений Моисеевич(1934) – кларнетист.
Кискачи Юрий Моисеевич( 1926-1984) – пианист, преподаватель Музыкальнго училища С.-Петербург.
Комэнеску Олтя Фуштею (193 8) – пианистка, дирижер оркестра, преподаватель.
Кунгурцева Римма Борисовна (1947) – композитор, аранжировщик, концертмейстер.
Майкапар Александр Евгеньевич (1946) – клавесинист, органист, пианист.
Майкапар Викентий(1989) – пианист, органист.
Майкапар Софья Эммануиловна (1883- 1956) – певица. Псевдоним - Нина Ормели.
Никифорова Лидия Борисовна (1933) – скрипачка.
Строгонова Ольга Анатольевна(1952) – преподаватель фортепиано, концертмейстер детской музыкальной школы.
Танатар Елена Михайловна (1922-200l) – преподаватель пения в школе.
Чадик Анна Яковлевна (1908-1967) – певица, исполнитель караимских народных песен. Чореф Тамара Абрамовна (1945) – пианистка, преподаватель детской музыкальной школы. Эгиз Александра Яковлевна (1926) – музыкальный работник детсада.
Эгиз Ксения Борисовна (1855-1937) – первая женщина просветитель крымских караимов.
Деятели театра и кино
Авах Михаил Вениаминович (1903-1974) – режиссер оперного театра, преподаватель режиссуры в театральном институту, Харьков.
Бабаджан Александра Симона (1899-1971) – создатель, художественный руководитель, директор и главный исполнитель детского кукольного театра.
Давыдова Мария Самойловна (1889-1987) – оперная певица, выступала вместе с Шаляпиным.
Дуван-Троцов Исаак Эзрович (1873-1939) – драматический актер, режиссер, постановщик.
Иртлач Наталья Александровна (1937) – заслуженная артистка России, артистка оперетты, педагог ГИТИСа.
Иртлач-Мангуби Стронгилла Шабетаевна (1909-1983) – актриса, певица и педагог ЛГИТМиК.
Каракоз Игорь Борисович (1929) – журналист, оргсекретарь Ленинградского общества Союза кинематографистов (1989-1990).
Кортези Ф. артист цирка. В знаменитом дуэте клоунов-буфф Бим и Бом исполнял роль Бома.
Кефели Александр Федорович (1949) – руководитель клуба.
Лопатто Людмила Ильинична - эстрадная певица владелица известного русского ресторана в Париже.
Павлова Анна Матвеевна (1881-1931) – великая русская балерина (по отцу Шамаш).
Пандул Ефим Давидович (1903-1972) – артист драмтеатра.
Погорельская Софья Мюновна (1870-1941) – актриса драмтеатра.
Робачевский Евгений Ильич (1931) - артист драмтеатра, Польша.
Савускан Ирина А. (1905-1989) – заслуженная артистка Эстонии, драмтеатр Таллина.
Сарач Эстер Иосифовна (1882-1967) – оперная певица.
Сарач Алексей Еремеевич (1943) – народный артист России, цирковой эквилибрист.
Тонгур Сергей Вениаминович (1956) – артист драмтеатра.
Чуюн Иммануил Самойлович (1884-1924) – режиссер, артист-любитель.
Юткевич Сергей Иосифович (1904-1985) – народный артист, выдающийся кинорежиссер.
Литература
1. Алиев Ф.М. Антология крымской народной музыки. Ахмеджит. Симферополь, 2001. —600с.
2. Караимская народная энциклопедия. Т.5. Культура крымских караимов (тюрков). С.-Петербург, 2006. — 448с.
Р.А. Айваз, С.-Петербург.
( Святыни и проблемы сохранения этнокультуры крымских караимов. Материалы научно-практической конференции. – Симферополь: Доля, 2008.)