Исмаил Гаспринский и Серая Шапшал
Огромный вклад в просвещение своих народов внесли крымский татарин И. Гаспринский и крымский караим И.Казас. Хорошо известны дружеские отношения между ними. И.Казас - многолетний цензор «Терджимана», за всё время пребывания в этой должности не изменил в газете ни единого слова, что неоднократно вызывало нарекания начальства. Менее известно, что в круг общения И.Гаспринского входил и другой крупный деятель караев - С.Шапшал. Для начала вкратце напомним о нем.
Хаджи Серая Хан Шапшал (1873-1961): светский и духовный вождь караев – Гахан; крупный тюрколог, дипломат, доктор филологии, академик. Родился в Бахчисарае. Закончил Петербургский1 университет. Воспитатель наследника и советник шаха Ирана. В Евпатории создал национальную библиотеку Карай Битиклиги и музей (уничтожены в годы советской власти). В годы гражданской войны выехал в Турцию, затем в Польшу и Литву. В Вильнюсе организовал караимский музей. Автор десятков публикаций. Кавалер высоких наград России, Ирана, Польши. Похоронен в Вильнюсе. На родовом кладбище Балта Тиймэз под Бахчисараем ему установлен Иолджи Таш (камень путнику).
Выдающихся представителей коренных народов Крыма связывали не только общие предки, родство по крови, языку и культуре но и духовная близость, многолетние товарищеские отношения и совместное участие в решении вопросов, важных для наших народов. Покажем это на одном примере.
С. Шапшал общался с И. Гаспринским в конце XIX - начале XX веков. В 1899-1900 гг. они пришли к обоюдному мнению о необходимости создания в Бахчисарае музея тюркской культуры. Вскоре тогдашний молодой педагог Петербургского университета С. Шапшал был направлен надолго в Иран в качестве преподавателя наследника шаха. Лишь в 1909 году удалось вернуться к вопросу о музее. Подходящим для него местом посчитали Джуфт Кале. Наметили участок для постройки здания и решили, что у входа уместно будет разместить характерные двурогие крымскотатарский и карайский памятники – надгробия.
По согласованию с И. Гаспринским С. Шапшал доставил на подводе в Кале один такой бесхозный памятник, выброшенный при строительстве в Эски-Юрте. Боковая поверхность надгробия покрыта арабской вязью. Памятник поныне находится во дворе усадьбы с колодцем, за забором дома А.Фирковича в Кале.
Вопрос о создании музея в крепости поднимался позже на национальном съезде крымских караимов в Евпатории в 1917 году. К сожалению, гражданская война и последующие драматические события не позволили осуществить эти планы. Собранные народом средства на возрождение святыни и устройство музея, аккумулированные в специальном фонде «Кале», были национализированы с приходом советской власти.
В годы послереволюционных вандализма и лихолетья смотритель, во избежание уничтожения, прятал памятник от посторонних глаз.
История с надгробием имела и неожиданное продолжение. В советский период некоторые авторы, не зная об истории появления надгробия в Кале, сделали вывод о якобы находившемся здесь древнем кладбище. С. Шапшал указал на это заблуждение в журнале «Mysl Karaimska» (выходил в Польше в 1930-е годы).
В 1950-е годы, будучи на Родине в Крыму, С. Шапшал поведал о несбывшихся планах по созданию музея в Кале на встрече в доме своего племянника Сем. Шапшала.
Кысмэт болса – если судьбе будет угодно - музей в Джуфт Кале все же появится.
Т.Полканова
(Бизым йол. «Къырым» ве «Къырымкъарайлар». Наш путь. «Крым» и «Крымские караимы». – Симферополь: Доля, 2008)