Дорогами предков. От Саркела до Джуфт-Кале.
Вопрос о происхождении того или иного народа для историков является одним из самых сложных, запутанных, но при этом безумно интересных. Яркий тому пример – загадка происхождения крымских караимов. Разгадать её может лишь внимательное и беспристрастное изучение данных археологии, антропологии, исторических источников.
Большинство исследователей давно пришли к выводу, что крымские караимы – потомки племён, некогда населявших Хазарский каганат – это государство существовало с середины VII до конца Х века. Во второй половине минувшего века вышли в свет работы выдающегося антрополога В. П. Алексеева. Сравнив строение черепов жителей Хазарии и горного Крыма с черепами караимов, учёный пришёл к выводу, что караимская серия черепов находится как раз посередине между хазарской и крымской. Это означает, что антропологические особенности караимов Крыма сложились в процессе смешивания населения Хазарского каганата с жителями средневековых пещерных городов Крыма. Взглянув на карту Хазарии, мы видим, что Хазарское государство простиралось от Днепра на западе до заволжских степей на востоке, и обитали там разные племена и народы. Кто из них предки караимов?
Хазарский каганат был населён в основном тюркоязычными хазарами и древними болгарами, а также ираноязычными аланами. Собственно хазары жили в западнокаспийской области и на нижнем Поволжье – там находился центр их державы. Жителями западной части Хазарии, где была расположена и крепость Саркел, основанная в 30-е годы ІХ века для защиты от мадьяр и печенегов, были преимущественно праболгары и аланы. В самом Саркеле – довольно населённом по тем временам городе – археологи выделяют две чётко отличаемые друг от друга этнографический группы. Представителями одной из них были оседлыми земледельцами, по своей культуре близкие одновременно к аланам Северного Кавказа и болгарам Добруджи и Среднего Поволжья. Те, кто составлял вторую группу жителей Саркела, были воинами гарнизона Саркельской крепости – тюрками-кочевниками, скорее всего гузами или печенегами, состоявшими на службе у хазарского кагана. После разгрома Хазарии там поселились и славяне. А вот следов самих хазар на городище обнаружить не удалось. Представители каждой из этих групп населения производили захоронения на разных участках городского некрополя. Нас больше всего интересует, кого хоронили в насыпи 17/10 – именно в ней антрополог Алексеев обнаружил черепа, по краниологическим характеристикам похожие на черепа крымских караимов. Тут хоронили местных жителей, родственных древним болгарам и аланам. Черепа, наиболее похожие на саркельские, были найдены в синхронных по времени захоронениях Дунайской Болгарии – некрополях Плиски и Нового Пазара. Кроме того, антропологические материалы из Саркела очень близки к полученным из ранних могильников Волжской Болгарии. Большинство учёных считают, что саркельские погребения оставили древние болгары – народ, родственный хазарам и распространённый в степных и лесостепных районах Хазарии.
Откуда же это сходство между жителями расположенного на берегах Дона Саркела с крымскими караимами?
Между Подоньем и Крымом в хазарское время существовали тесные экономические и культурные связи. И в Саркеле и в Крыму того времени сооружали похожие дома и печи, а изделия гончарного ремесла ещё ярче свидетельствуют о связях между двумя регионами. Данные археологии дополняют сведения, приведённые А. Фирковичем. Караимский учёный пишет о том, что из Саркела в Кале пришла группа аланов-библеистов во главе с Тохтамышем. Кстати, тамга «сенек» (Y), изображённая на мраморной плите над воротами Биюк-капу при въезде на Джуфт-Кале, встречается и на кирпичах крепости Саркел. В Дунайской Болгарии также известен похожий знак ( І Y І ). Нанесённый на черепицу и кирпичи, он призван был охранять от беды.
Кем же были праболгары? Начиная с IV века, в восточноевропейские степи с востока волнами накатывали тюркские племена. Тут они смешивались с местным сармато-аланским населением, воспринимая более высокую местную культуру; в результате этого смешивания возникли тюркоязычные болгарские племена, частью которых были и хазары, имевшие язык, похожий на болгарский. Первое упоминание в источниках о многочисленных болгарских племенах приходится на V век. В VІІ веке в Приазовье существовала «Великая Болгария» - мощное объединение болгар во главе с Кубратом (Кувратом). Но оно было недолговечным и вскоре распалось – после смерти Кубрата его сыновья отделились со своими ордами. Один из них остался со своей ордой на прежнем месте – в Приазовье и Нижнем Подонье. Остальные разошлись кто куда – в верховья Северского Донца, за Дунай, во Фракию, где возникло Болгарское царство, в Паннонию, Италию и на среднее Поволжье. Эти события происходили в третьей четверти VІІ века. А в VІІІ столетии приазовские болгары – потомки орды Батбая, занимавшие земли Приазовья и, частично, междуречье Дона и Северского Донца, расселились и в Таврику. О «чёрных болгарах», живущих в Крыму, писал в Х в. Константин Багрянородный. Заметно сходство этнонимов чёрных («кара») болгар и караимов. Есть ли между ними взаимосвязь – об этом можно лишь догадываться.
Болгары застали в Таврике малочисленные земледельческие поселения со смешанным населением– греческим, аланским, а в западной Таврике – ещё и готским; ещё до их прихода это население слилось с потомками тавро-скифов. С этим населением и проходил процесс их постепенной интеграции. Благодаря религиозной обособленности из такого этнического коктейля выкристаллизовался отдельный, самостоятельный этнос – крымские караимы. Коренной народ Крымского полуострова, столетиями хранящий самобытность своей религии и культуры.