|
Аланкъасар, Алангъасар – в крымском диалекте и Аланкасар – в тракайском и галичском диалектах карайского языка – мужское имя. В переводе – богатырь, исполин. До настоящего времени имя сохранилось в легенде караимов Тракая. Г.Ялпачик перевел ее с тракайского на крымский диалект. По данным академического Караимско-русско-польского словаря (1974) это слово монгольского происхождения. Монгольские народы считают своей праматерью и прародительницей чингизидов Алан-гоа (Владимиров, 1934; Рашид-ад-дин, 1952). Академик В.Гордлевский, С.Шапшал и другие ученые усматривают в имени Аланкъасар связь и с аланами, и с хазарами.
Слово «алан», встречающееся среди топонимов Крыма может указывать не только на его родо-племенное происхождение, но иметь и иные значения (в древне-тюркском словаре «алан» переводится и как – плоский, ровный; в крымскотатарском – поляна, луг и т.д.).
У киргизов, узбеков, ногайцев Крыма и ряда других тюркских народов были известны этнонимы: алан, ас, аз. В формировании алтайцев, киргизов, туркмен, карачаевцев, башкир и т.д., начиная с гуннского периода заметную роль, играла тюркизация сармато-алан (асов) и других племенных групп (Потапов, 1969; Ошанин, 1959; Абрамзон, 1971 и др.). Кулаковский (1899), Рогинский (1961) и другие авторы указывают на сармато-алан, асов и алан в связи с Кырк Йером – исторической территорией крымских караимов. Известно о пребывании в прошлом карачаевцев и их легендарного вождя Карчи в Крыму. Все это вместе взятое плюс данные антропологов и языковедов свидетельствует об участии сармато-алан в этногенезе тюркских народов полуострова – крымских караимов, крымских татар, крымчаков и урумув. Не последнюю роль в этих выводах играют антропонимы коренных народов Крыма, восходящие к древне-тюркским этнонимам.
Д.Полканов
Алан (и)Тюркские корни скифовЛетопись КарчиНАЙМÁН, НЕЙМÁН, НЭЙМÁНАлан Глаш. Карча.Академик Н. А. Баскаков писал в 1974 гДревнетюркские корни в фамилиях караевАБАКЪ, АБАКМирза, Мурза, Мурзайэв, Мурзаев МИКЕЙ, МИКЭЙ, МЫКЪЫЙ
|
|