"След малого, но славного народа" (национальная эмблематика крымских караимов)
Крымские караимы - один из самых малочисленных народов не только в нашем государстве, но и в масштабе планеты. Их историческая Родина - Крым. Корни и традиции уходят в глубину веков, а самобытная культура - частичка всемирного достояния - нуждается в спасении и сохранении.
Предками караимов были пришедшие с Востока хазары, ассимилировавшиеся в Крыму с сармато-аланами и, частично, с готами. В 1246 г. несколько караимских родов переселились по приглашению князя Данилы Галицкого на Западную Украину. С XIV в. караимы проживают в Литве, куда попали с князем Витовтом. Сейчас в Украине 1100 человек, в том числе в Крыму - 800. Живут также в России, Литве, Польше, Франции.
Для многих народов характерно наличие национальных символов и цветов. Классическим и наиболее показательным примером этому является крымско-татарский «кок-байрак» - голубой флаг. На полотнище голубого цвета, национального цвета крымских татар, изображена золотая (желтая) «тамга» в виде буквы «Т» - национальный символ народа. Подобная символика есть и у караимов. Национальными цветами у них считаются белый, желтый и синий. Символами, тождественными родовым знакам древних караев являются двурогая пика - сэнэк и щит - калкан.
Именно эти цвета и символы были учтены при создании эмблемы Ассоциации крымских караимов «Крым карайлар». Эмблема представляет собой положенный в круг небольшой золотой (желтый) удлиненный варяжский щит, на котором изображены черные сэнэк и калкан. Щит обрамляют виноградная лоза и дубовая ветвь натурального цвета, перевитые желто-бело-синей лентой с надписью «Ассоциация Крым карайлар». Варяжский щит, подобный щиту на гербе Автономной Республики Крым, указывает на то, что эмблема принадлежит именно Крымской ассоциации. Не случайны и присутствующие в эмблеме лоза и ветвь. Лоза напоминает о том, что караимы были искусными садоводами и виноделами. Дубовая ветвь несет еще большую смысловую нагрузку. В религии караимов огромное значение имеет культ священных дубов. До наших дней дошел этот культ родового кладбища. Показательно название кладбища Балта Тиймез («Топор не коснется»). В конце прошлого века в засуху в Джуфт-Коле можно было видеть процессию, которая направлялась из кенасы (молитвенного дома караимов) на кладбище. Впереди газзан - церковный староста - нес свитки Ветхого Завета. У дубов молили Бога Тенгри (имя древнеисторического божества) о ниспослании дождя.
Ассоциация крымских караимов объединяет общины Симферополя, Евпатории, Феодосии, Бахчисарая, Ялты и Мелитополя. Все 7 городских общин тоже имеют свои эмблемы. Все они сделаны по единому принципу - варяжский щит разделен на 3 поля. В правом желтом и левом белом изображены черные калкан и сэнэк. В нижнем синем поле помещен золотой символ каждого города. В основном символами, характеризующими тот или иной город, являлись элементы городских гербов. Так, в эмблеме Симферопольского городского общества на голубое попе была положена золотая пчела.
Отличительной чертой Феодосийского общества явилась знаменитая башня Константина, сохранившаяся с времен генуэзского владычества над восточным Крымом. Этот памятник истории изображен на городских гербах 1844 и 1967 гг. (на последнем - с виноградным листом и гроздью натуральных цветов).
На дореволюционном и советском гербах Ялты на голубое поле щита крестообразно положены виноградная лоза и лавровая ветвь. Эти же элементы помещены в нижние поле эмблемы Ялтинской общины. Но в этом случае они приобрели форму венка.
Средневековым «гербом» Бахчисарая были 2 перекрещенные дерущиеся змеи. Они «переползли» и на проект городского герба 1991 г., и на эмблему городской общины.
Традиционным элементом, характерным для Евпатории, является эмблема медицины - чаша со змеей. Но на эмблеме Евпаторийского городского общества караимов змея, в отличие от традиционного изображения, «закрутилась» в виде буквы «Е».
Несколько сложней было с эмблемами городских обществ Севастополя и Мелитополя. Характерным элементом приморского города стала Херсонесская колонна, возникающая из морских волн. Символ Мелитополя подсказал перевод названия этого города. Греки называли этот город Медовым. Кроме того, главным богатством и предметом' гордости города являются черешневые сады. Именно цветок цветущей черешни был помещен в городскую эмблему.
Говоря об Ассоциации и городских обществах крымских караимов, я сознательно называю их не гербами, а именно эмблемами. Хотя они созданы с учетом всех законов герботворчества, все же понятие «герб» применим либо к личным и родовым (фамильным) гербам, либо к населенным пунктам, регионам и странам. В последнем случае герб называется земельным.
Но один земельный герб имеется и в караимской символике. Это герб города Джуфт-Кале. Многим этот пещерный город в окрестностях Бахчисарая известен под названием Чуфут-Кале. Но правильное, тюркское произношение его - именно Джуфт-Кале, что означает двойной город. Те, кто посетил этот памятник истории караимского народа, помнит, что город (вернее, его руины) разделен стеной на 2 части. Вот откуда пошло это название. Джуфт-Кале расположен на одном из отрогов Крымского предгорья. А под ним в долине находится уже упоминаемое древнее караимское кладбище с рощей священных дубов. Все это подсказало авторам элементы герба этого удивительного города. Французский щит пересечен на 2 равных поля, верхнее рассечено пополам.
В верхней части герба на правое золотое и левое серебряное поля соответственно положены черные калкан и сэнэк. На нижнем лазоревом поле - стилизованное геральдическое изображение золотого дуба с двумя золотыми желудями справа и слева.
Каждый народ имеет свою национальную культуру: обряды, обычаи, легенды. Элементом этой культуры является и национальная символика, пришедшая из глубины веков и сохранившаяся до наших дней. На древних стенах Джуфт-Кале до сих пор, присмотревшись можно увидеть высеченные калкан и сэнэк. Древнего города уже нет, опустели улицы и кенасы, разрушились дома.
Но многочисленные экскурсанты только здесь узнают о караимах - маленьком тюркском народе. А пройдет еще несколько десятков лет, и караимов не станет. Они растворятся в других национальностях и языках. Но останется, должна остаться их культура. И через много лет археологи, краеведы, этнографы в двурогой пике и боевом щите увидят «след малого, но славного народа».
Г.Б. Ефетов
//Гербовед, № 71, РГК, 5, 2007. - С.-141- 144.