Караимские адреса Харькова
Часто ли мы задумываемся о названиях улиц и переулков, по которым ходим каждый день? Откуда берутся такие экзотические названия улиц: Киргизская, Якутская, Армянский переулок? В Харькове когда-то был переулок с ещё более редким названием – Караимский.
В нашем городе караимы появились в 40-х годах XIX века, привлечённые сюда стремительно развивавшимися торговлей и промышленностью – именно караи стали пионерами табачной промышленности в Харькове. На первых порах в городе насчитывалось около 10 семей караимов, а в 1871 году в Харькове жили уже 40 караимских семей – 205 человек. Караимская кенаса – впервые появилась в 1853 году в Подольском переулке, ныне улица Гамарника, в бывшем доме Измайловых, а в 1893 году по проекту архитектора Бориса Семёновича Покровского на улице Кузнечной, 24 возводится здание кенаса, сохранившееся до наших дней. Средства на её постройку внесли 36 караимских семей.
На Холодной горе, на участке, купленном общиной, расположилось караимское кладбище. К нему от Екатеринославской улицы (нынешнего Полтавского Шляха) вёл Караимский переулок. Но на этом караимские адреса Харькова не заканчиваются.
В начале ХХ в. на улице Гоголя, 3 разместилось караимское благотворительное общество, возглавляемое С. В. Мангуби. Здание общества, также сохранившееся до наших дней, располагалось рядом с католическим собором и лютеранской кирхой – на одних и тех же харьковских улицах мирно соседствовали представители разных культур и религий.
В районе Рашкиной дачи когда-то была улица, носившая имя представителей известного караимского рода – Мангубинская. Фамилия Мангуби происходит от названия города Мангуп-кале в горном Крыму. Этот город-крепость когда-то был столицей средневекового княжества Феодоро, занимавшего горные районы Крыма. Есть версия, что у князей, правивших этим государством, хранился легендарный Грааль, после нападения турок надёжно спрятанный в Крымских горах. Но это уже другая история.
При советской власти караимы, как и другие религиозные группы, подверглись притеснениям со стороны властей. В 1929 г. была распущена караимская община, а в здании кенаса обосновался клуб-музей "Воинствующий безбожник" - яркая иллюстрация отношения режима к религиозным чувствам верующих. В 30-40-х годах было уничтожено караимское кладбище на Холодной горе, надгробные памятники разворованы, с тех пор на его месте находится сквер.
Возрождение караимской религиозной и национальной жизни в Харькове началось после крушения советского режима. Здание кенаса было возвращено верующим. В настоящее время караимская община Харькова вновь собирается по субботам в своём храме.
Давно снесён Караимский переулок, на его месте сегодня – лишь дворовый проезд между многоэтажными зданиями. Да и улица Мангубинская советской властью была переименована, и ныне носит имя Сергея Лазо. Однако, несмотря на утраты, в современном, быстро меняющемся мире харьковские караимы бережно хранят культурные и религиозные традиции своего народа.
Александр Дзюба