Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

В.С. Кропотов. Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн

 

 

 

 

 

 

Крымские караимы1 на оккупированных территориях

в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн

Краткий очерк2


        Некоторые аспекты этнической идентификации крымских караимов, проведенной государственными органами фашистской Германии в соответствии с принятыми ею нацистскими расовыми законами, в определенном смысле до конца не изучены. Так, остается непонятным, почему в 1941 - 1942 гг. в местах их компактного проживания, захваченных вермахтом (Крым, Литва, отдельные районы Украины), активно проводились работы по определению расово-этнической принадлежности крымских караимов, хотя вопрос в основе своей был решен указом Рейхсминистерства внутренних дел Германии от 22 декабря 1938 г., подтверждающим нееврейское происхождение народа, т.е. еще до начала Второй мировой войны.


        Научные круги Германии проявляли в 20 - 30 годы интерес к тюркской проблематике и, в частности, к крымско-караимской этнической группе. Об этом свидетельствуют публикации статей тюрколога А. Самойловича «К вопросу о классификации турецких языков» и «Некоторые дополнения к классификации турецких языков»3. Известный тюрколог профессор В. Банг4 в 1930 - 1931 гг. преподавал караимский язык на кафедре урало-алтайских языков в Берлинском университете5. С 1922 года в Висбадене начал выходить «Урало-алтайский ежегодник». Изучались результаты антропологических исследований. В Германии были известны итоги работы антропологической экспедиции итальянского профессора Коррадо Джини6, проводившей исследования крымских караимов Польши и Литвы в 1934 г.7 Согласно опубликованным ученым результатам работ, они принадлежали к тюркскому антропологическому типу. К выводу о тюркском происхождении крымских караимов пришел и немецкий востоковед профессор П. Кахле, который в начале 30-х годов посещал Ленинград и изучал материалы по их истории. Не остались без внимания в Германии опубликованные в конце 20-х - начале 30-х годов работы, непосредственно посвященные крымским караимам, либо затрагивающие вопросы этнической истории народа, его антропологических особенностей и проч.: Райхер М. «О группе крови караимов Тракая и Вильно» (Sur les groupеs sanguins des Caraimes de Troki et de Wilno Anthropologiczy- Prague, 1932, №9, р.259 - 267); Башмаков А. «Пятьдесят столетий этнической эволюции вокруг Черного моря» (Paris: Librarie journaliste Paul Ceunther, 1937 - 177 p); Данон А. «Документы, относящиеся к истории караимов Европейской Турции, отредактированные и переведенные…» (The jewich quarterly review. New series 15. - London. 1924 – 1925, р.285 - 360) и др.


             Издание «указа» от 22.12.1938 г. инициировали эмигрантские общины Германии и Франции. С петицией к Рейхсминистерству внутренних дел обратилась группа из 18 крымских караимов, бывших царских офицеров, проживавших в Германии. Французской общиной решено было организовать поездку в Германию уполномоченного представителя от всех крымских караимов в эмиграции.

        Один из инициаторов поездки – «Еремей Коджак8, бывший адъютант Крымско-конного полка Е.И.В. Александры Федоровны, организовал сбор средств в Париже и Харбине»9.


        По поручению французской общины в 1938 году прибыл в Германию и обращался в Рейхсминистерство (письма от 5.09.38 г. и 10.10.38 г.) бывший Городской голова Евпатории, один из признанных лидеров караимской эмиграции С. Дуван10. Он получил 5 января 1939 г. официальное письмо от управляющего Рейхсдепартаментом по генеалогическим исследованиям, содержащее ссылки на положение указа от 22.12.1938 г. о том, что на караимов не распространяются ограничительные (расово-дискриминационные - В.К.) статьи германского законодательства. Казалось бы, позиция германских властей определена окончательно. Но, несмотря на это, крымские караимы еще дважды, в период Второй мировой и Великой Отечественной войн, оказывались под пристальным вниманием органов правительства Виши и Третьего рейха, ответственных за реализацию нацистского законодательства в отношении неарийских народов.

 

В.С. Кропотов. Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн


        Вначале это происходило во Франции после оккупации Германией ее северной части в июне 1940 г. и созданием в неоккупированных южных районах страны профашистского режима с центром в Виши. 3 октября 1940 г. правительство Виши издает «Положение о евреях». В марте 1941 года вишистское правительство создает «Генеральный комиссариат по еврейскому вопросу» (CGQJ) – главный орган, ответственный за проведение расовой политики режима. Руководителем комиссариата был назначен К. Валла11. Теоретики CGQJ, в отличие от германских нацистов, при определении принадлежности к еврейской национальности брали за основу не этническую, а религиозную составляющую, что привело к отнесению крымских караимов к евреям. Это вызвало взрыв негодования в караимской общине Франции (общая ее численность составляла около 300 человек, из них более 200 - в зоне, оккупированной немцами). Последовали активные действия, выразившиеся в официальных обращениях в правительственные органы с требованием пересмотреть принятое решение. Для этого периода весьма примечательны два эпизода, описанные М. Сарачом12, свидетельствующие о различии в определении этнической принадлежности французскими коллаборационистами и немцами: «Когда немцы заняли Францию, караимам не могла прийти в голову мысль, чтобы их приняли за евреев из-за их неопределенной веры и некоторых библейских имен. В то время председателем караимского общества был доктор Казас… Гестапо позвонило Казасу и приказало ему прийти к ним с делегацией караимов… Немцев никакие бумаги не интересовали. Оглядев всех (членов делегации - В.К.), немец сказал, что нет оснований считать караимов евреями, но в виду их религии он должен запросить Берлин. Ответ пришел определенный, и каждому из нас было выдано удостоверение о нашем происхождении»13

 

В.С. Кропотов. Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн

«Будучи беглым пленным (после поражения Франции М. Сарач находился в плену, затем совершил побег и примкнул к участникам движения Сопротивления. - В.К.), я жил на юге. Меня попросили, как юриста, заняться этим вопросом. Я хорошо знал бывшего консула России на юге Франции (Протопопов - В.К.) и вместе с ним поехал на прием к министру французского правительства по расовым вопросам… Министр не оспаривал, что по крови мы не евреи, но сказал, что французам важна религия, а не раса… этот инцидент я не забыл и считал, что рано или поздно нужно объяснить как самим караимам, так и посторонним, в чем заключается их истинная вера».14


        Руководители «Ассоциации караимов» С. Казас, А. Айваз, М. Баккал в сентябре 1941 г. посетили штаб-квартиру CGQJ в Париже. Тогда же был опубликован меморандум протестного характера известного в эмигрантских кругах полковника Богдановича. 29 ноября 1941 года председатель «Ассоциации» С. Казас обратился с петицией к генеральному комиссару CGQJ К. Валла, в которой было 12 пунктов наиболее характерных этно-конфессиональных и ментальных особенностей крымских караимов и, соответственно, отличий их от евреев. Были предприняты и другие действия.


        В конце 1941-го - начале 1942 года с заявлениями в поддержку караимов выступили иерархи католической и православной церквей, которые дали краткие определения караимскому вероисповеданию и отметили принципиальные отличия от иудейской ортодоксальной религии: владыка Римско-католической церкви Парижа отец Брюссо (декабрь 1941 г.)15; митрополит Православных Русских Церквей в Западной Европе Евлогий (1942 г.)16; митрополит Западно-Европейского Православного Русского митрополичьего округа Серафим (апрель 1942 г.)17. Караимской общине оказали активное содействие и помощь русская и грузинская эмигрантские общины. В конце 1941 г. в защиту крымских караимов решительно выступили эмигранты – крымские татары в Берлине.


        Еврейская община Франции не осталась безучастной к происходящему. Представители еврейской общественности и, в первую очередь, интеллигенция, традиционно рассматривая крымских караимов как принадлежащих к семитской этнической группе, посчитали действия караимов в какой-то степени оскорбительными для себя, а петицию С. Казаса и, особенно, меморандум полковника Богдановича - проявлением антисемитизма.


        В августе 1942 года на страницах «Бюллетеня генерального союза евреев Франции» были опубликованы статьи по истории, этногенезу и религии крымских караимов, излагающие традиционные взгляды еврейских историков. Возможно, что публикации в «Бюллетене» на какое-то время отсрочили принятие окончательного решения по караимам со стороны CGQJ, но решающего влияния на принципиальное решение вопроса оказать не могли. К тому же, в сентябре 1942 г. свое отношение высказала русская эмиграция в двух заявлениях «Offise des Emigres Russes en Franсe» (штаб-квартиры русских эмигрантов во Франции).


        Публикации в «Бюллетене» рассматривались ею как попытки навредить и отомстить караимской общине. Такого же мнения придерживались авторы ряда публикаций в русской эмиграционной прессе. Учитывая, что многие из них были бывшие белые офицеры, то неудивительны присущие им резкость суждений и жесткий стиль изложения. Приводим как характерный пример отрывок из статьи В. Абданк-Коссовского18, опубликованной в 1943 году в «Парижском вестнике»: «Между тем, недруги караимского народа всячески стараются доказать, что караимы – не особая народность, но лишь еврейская религиозная секта. В этом случае они следуют прямому предписанию талмуда: «Если ты хочешь погубить враждебное тебе племя, пытайся убедить другое, также тебе враждебное, в том, что первое тебе родственно». Доказывая общность караимов с ними, еврейские исследователи умышленно отказывались сопоставить два вполне самостоятельных факта: с одной стороны, возникновение в Вавилоне оппозиционной секты караимов, которая отвергала талмуд и требовала возвращения к торе как к первоисточнику веры; а с другой - существование особой караимской народности, которая была известна в Крыму еще задолго до своего обращения в эту секту, которая, в отличие от караимов-сектантов Передней Азии и Испании не состоит в кровном родстве с еврейской нацией»19.


        К концу 1942 года эксперты CGQJ располагали значительным материалом о караимах. В январе 1943 г. ведущий специалист по расовым проблемам вишистского режима проф. Ж. Монтандон20 опубликовал статью о нееврейском происхождении крымских караимов в журнале «Французская этнология». Следует учитывать, что на CGQJ в немалой степени влияло решение о караимах, принятое в фашистской Германии. Зарубежный исследователь описываемой проблемы У. Грин отмечал: «…досье CGQJ показывает, что большинство исследовательских работ по происхождению караимов, проводимых в Германии и Восточной Европе, изучались французскими расовыми экспертами»21. На основании указанных работ в Германии пришли к окончательному выводу о тюркском происхождении малочисленного крымского народа. В конце концов, все вышеперечисленное привело к тому, что в начале 1943 года CGQJ22 отказался от своего первоначального решения по караимам и освободил их от каких-либо преследований и ограничений по расово-дискриминационным законам.


        Немецко-фашистское руководство вновь вернулось к караимскому вопросу после начала Великой Отечественной войны. К ноябрю 1941 года Литва, Украина и Крым (кроме Севастополя) были оккупированы немцами. В этих регионах проживало основное количество крымских караимов (около 7 тыс. чел.; из примерно 8,5 тыс. караимов СССР - более 5,5 тысяч в Крыму). С началом массовых акций по уничтожению мирного населения на оккупированных территориях, в том числе и по национальному признаку, потребовались разъяснения по караимам, в первую очередь, спецслужбам и подразделениям, осуществляющим геноцид под руководством СД, гестапо и других карательных органов. Как показал в ходе допросов на Нюрнбергском процессе23 командир айнзатцгруппы «Д» (действовала на Украине и в Крыму) группенфюрер СС Отто Олендорф24, в декабре 1941 г. он послал запрос в Берлин относительно крымчаков и караимов. На основании полученного ответа крымчаки подвергались уничтожению, а караимов предписывалось не подвергать репрессиям, как не принадлежащих к еврейской расе. Западно-германский историк Патрик фон Мюйлен, описывая этот эпизод, обращает внимание на то, что ко времени запроса Олендорфа этноидентификация крымских караимов была завершена: «После того, как берлинское собрание крымских татар выступило в защиту их инаковерующих земляков, и после того, как было установлено тюркское происхождение караимов (выд. - В.К.), айнзатцгруппа «Д» получила распоряжение оставить этот маленький народ в покое; однако было решено, что крымчаки, которые считались расистски безупречными евреями, должны будут пополнить список приговоренных»25. Примерно в то же время специалисты из «Рейхскомиссии по укреплению германской нации» подготовили доклад «Предварительные сообщения, касающиеся караимов», в котором разъяснялось, что они не подлежат преследованиям, так как не попадают под действие расовых законов рейха. Заслуживает внимания в наименовании доклада словосочетание «предварительные сообщения», свидетельствующие о том, что немцами в конце 1941 года вопрос еще не был до конца изучен. Эта ситуация, видимо, и стала основной причиной проведения широкомасштабных работ по этноидентификации народа, проведенной нацистами на оккупированных территориях в 1941 - 1943 гг., с привлечением антропологов, лингвистов, историков, этнографов и т.д. В караимской среде бытует мнение, что на исследования немцев подтолкнули «доносы» на караимов, которые, по некоторым свидетельствам, пережили период войны в оккупации, действительно имели место, и все же надо полагать, что главная причина не в них.


        В связи с доносами нельзя не упомянуть об одном из драматических событий периода оккупации Крыма. Осенью 1942 года немцы проявили «интерес» к небольшой группе караимов, проживавших в крымском селе Комзетовка (ныне Вересаево Сакского района). Этот интерес был спровоцирован доносом (основанием послужили ветхозаветные имена и отчества). Последовали аресты, но дальнейшее разбирательство поставило оккупантов в тупик. Выяснилось, что они арестовали русских караимов26. В колхозе им. И. Сталина в довоенный период работало около 50 русских караимов. Караимские семьи носили фамилии: Шишлянниковы, Голосовы, Овчинниковы, Сапунковы… Все они были родом из Поволжья, раскулаченные и сосланные на север в годы коллективизации. После ссылки поселились в Крыму. В выборе места жительства не последнее место имели соображения, что будут находиться вблизи единоверцев. В довоенный период они были знакомы с евпаторийскими караимами, среди которых особенно уважали Карамана. Кара-Кумыш Марк Моисеевич в полной мере соответствовал своему прозвищу (в переводе с караимского Караман – богатырь, бесстрашный человек). Как вспоминала летом 1938 г. Дина Даниловна Сапункова27, непосредственная участница описываемых событий, все арестованные были, в основном, женщины, старики и дети, так как большинство мужчин призывного возраста находилось на фронте (среди погибших и пропавших без вести только Шишлянниковых 7 человек)28. Арестованные заявили, что они по национальности – русские, вероисповедания караимского, но языка караимского не знают. Немцы брали анализы крови, допрашивали по отдельности. Потом приехал Караман, долго общался с немцами и оставался в селе до тех пор, пока все караимы из Комзетовки не были освобождены. Сохранилась послевоенная фотография, на которой запечатлен Кара-Кумыш вместе с русскими караимами колхоза им. И. Сталина.

 

В.С. Кропотов. Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн


        Описанный выше эпизод подтверждает, что «доносы» в годы оккупации имели место, и периодически в тех или иных местах проживания крымских караимов они приводили к так называемым проверкам на их этническую принадлежность. Однако масштабы работ по этноидентификации караимов в 1941 - 1943 гг. позволяют утверждать, что исследования были заранее спланированы руководителями соответствующих органов и служб нацистского режима.

        В Крыму работы проводились в течение нескольких месяцев, начиная с ноября 1941 года, под руководством штандартенфюрера СС, профессора Венского антропологического института Карасика. По его приказу была собрана и изучена литература о караимах, хранившаяся в библиотеках Крыма29, проведены многочисленные собеседования – допросы с лицами караимской национальности. Изучались работы крымских специалистов (историков, этнографов, краеведов), связанных по роду деятельности с караимской тематикой. Так, Карасик потребовал написать работу о караимах от А.Полканова30 (широко известного в довоенное время знатока крымской истории, бывшего руководителя Крымохриса).    

В.С. Кропотов. Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн

Работа была представлена в марте 1942 года. В ее основу А. Полкановым была положена статья, написанная им незадолго до войны по заказу Академии наук СССР для сборника «Народы мира». Примерно в то же время с оккупационными властями неоднократно контактировал евпаторийский юрист С. Ходжаш, представивший материалы научного характера об этногенезе народа. Впоследствии он был расстрелян немцами за отказ стать Городским головой Евпатории31.

        Карасик возглавлял в Крыму группу специалистов по расовым вопросам. Ее численность нам неизвестна. Протоиерей Симеон Стариков в своей статье «О крымских караимах» свидетельствует: «Считаю необходимым отметить, что во время оккупации Крыма немцами в Симферополь прибыли из Германии три профессора (антропологи и этнографы), и после шестимесячного изучения всех научных и исторических данных они установили: караимы - не евреи и не семиты, а типы тюркских народов32.


        К середине марта 1942 года исследования в Крыму были завершены и результаты направлены в Берлин. Выводы подтверждали тюркское происхождение народа, и он был избавлен от преследований по этническому признаку. И в том же году в столице крымских караимов - Евпатории началось проведение служб в Малой кенасе (Евпаторийский комплекс караимских храмов, включающий Большую (Соборную) и Малую кенасы был закрыт в период антирелигиозной кампании в СССР в 1927 году). Однако за пределами Крыма исследовательские работы по определению их этнической принадлежности продолжались вплоть до середины 1943 года. Они проводились в местах компактного проживания крымских караимов – либо заранее запланированные с участием специалистов из Германии, либо спонтанно в силу складывающихся обстоятельств. Так, в Мелитополе, где перед войной проживало около 130 крымских караимов, вопрос по ним решался офицерами СД, руководящими уничтожением еврейского населения города в октябре 1941 года, то есть еще до оккупации Крыма.

        По воспоминаниям Г.С.Ялпачика33, который по поручению караимов города и по требованию немцев составлял краткую историко-этнографическую справку, деятельное участие в спасении мелитопольской общины принимал Городской голова Мелитополя В.Д. Переплетчиков. Г. Ялпачик, вспоминая о событиях октября 1941 года, пишет: «Меня вызывали в Мелитополе и в Запорожье в НКВД (после освобождения города - прим. В.К.), и каждый раз я рассказывал им об этой истории и просил учесть то большое, огромное, что сделал для нашей судьбы В.Д. Переплетчиков. Нас, как заявил офицер, возможно, отпустили бы и так, но В.Д. Переплетчиков ускорил наше освобождение»34. Заявление офицера НКВД свидетельствует о том, что советским органам безопасности была известна позиция немцев по отношению к крымским караимам.

 

В.С. Кропотов. Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн

        Непросто решалась судьба караимов Ростова, где в августе 1942 года немцы устроили очередную «проверку», и все закончилось трагедией в Краснодаре. Приводим отрывок из воспоминаний активного участника событий Б.Кокеная35: «…хотя в Ростове нас вначале немцы и не трогали, но нашлись какие-то негодяи, которые сообщали в гестапо, что по Соляному спуску в домах под номерами «7», «9», «11» под именами караимов скрываются евреи. Тогда и здесь немцы начали интересоваться, кто такие караимы?.. Мы обратились к юристу Демидову Михаилу Васильевичу взяться вести дело караимов. Он согласился, и я с ним начал обивать пороги немецких учреждений. Снабдив нашего адвоката документами из моей библиотеки по истории караимов, а также переведя на немецкий язык отрывки моего сочинения «Крымские караимы», в конце концов, с Божьей помощью, добились освобождения арестованных (проживавших по Соляному спуску - прим. В.К.), но все же, пока велось это дело, были расстреляны старуха Юрга и ее племянница Эмилия Коген-Эрти-оглы (в Ростове были расстреляны еще несколько человек - прим.В.К.). 

 В.С. Кропотов. Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн


        …В Краснодаре же вся община погибла… Там дело усугубилось тем, что некто Тарковский или Твардовский (музыкант), который был поставлен немцами возглавлять евреев Краснодара, настаивал, чтобы и караимов истребили наравне с евреями и доказывал, что разницы между караимами и евреями нет. Поэтому Т-у и его семье обещали сохранить жизнь, но после уничтожения евреев и караимов той же участи подвергли Т-го и его семью. В Краснодаре погибли 96 душ караимов обоего пола»36.


        События в Краснодаре указывают на то, что даже отлаженная карательная машина нацистской Германии давала сбои, и притом, что крымские караимы уже с начала войны были исключены из списка подлежащих уничтожению по национальному признаку, отдельные случаи в силу сложившихся обстоятельств и субъективных причин имели место. Так, помимо Ростова и Краснодара, отдельные караимские семьи были расстреляны в некоторых городах Украины и в Новороссийске37. В тех местах, где руководители акций по уничтожению населения имели установки центра (распоряжения, циркуляры, инструкции и т.д.), никаких спонтанных проверок не проводилось, и караимы освобождались от преследований по предъявлению паспортов. Об этом, в частности, свидетельствуют воспоминания Беим Исааковны Харченко (Еды-Айлык), находившейся с матерью и двумя сестрами в 1942 году на оккупированной территории (хутор Зеленчук Темергоевского района Краснодарского края). Вся семья была привезена полицаями к месту массового расстрела евреев, но после проверки паспортов отпущена офицером СД38.


        Значительный объем исследовательских работ по караимскому вопросу был проведен немцами в 1941 - 1943 гг. в Литве, Польше и на Украине. Здесь также были собраны и тщательно изучены материалы, включающие научную литературу и публицистику по караимскому языку, истории, антропологии с привлечением специалистов германского и не германского происхождения, в том числе еврейских экспертов. Работы проводились под руководством «Имперского министерства оккупированных восточных областей» (Reichsministerium für die bezetzen Ostgebiete – RМfdbO), возглавлявшееся одним из ведущих расистских идеологов нацистской Германии А. Розенбергом39. Крупнейший специалист RМfdbO по расовой политике д-р Ф. Штейнигер провел антропологические исследования караимов Вильнюса, Тракая и Риги в 1942 г. Частично результаты исследований, подтвердивших их тюркское происхождение, были опубликованы в 1944 г. (Natur und Folk №1, 2, 10; ранее появилась статья Ф. Штейнигера «Караимы» в газете «Deutsche Zeitung im Ostland» №314 от 15.11.1942 г.)40.


        Б. Кокенай в своих воспоминаниях приводит выдержки из адресованного ему письма С. Шапшала41 от 29.11.1944 г., вкратце описывающие некоторые подробности событий, происходивших в Литве: «…Переходя  теперь ко времени немецкого захвата нашего края, должен сказать, что они наделали здесь много бед, вели себя варварами. С большим усилием удалось мне отстоять наш музей  (караимский историко-этнографический музей, основанный по инициативе С. Шапшала - В.К.), который они постановили непременно вывезти в Германию… Они угрожали вывезти и меня, ибо видели, что другого специалиста, который бы сумел прочесть собрание в Музее рукописи и объяснить значение каждого предмета в отдельности, им не найти. Не знаю уж как благодарить Бога, что и я, и музей остались здесь, на месте. Но это все было в конце их владычества, а вначале они, не зная караимов, хотели причислить их к евреям и уже было распорядились в Троках прилепить караимам знак, носимый на груди и на спине, замененный впоследствии сионской звездой…». Далее Шапшал сообщает о материалах, переданных им немцам. «Они отослали эти материалы в Берлин, откуда получили приказ пока не трогать караимов. Пока означало, что приедет комиссия производить антропологические измерения, брать анализы крови и прочее. Комиссия во главе с одним профессором прибыла. Измерения дали такие результаты, что они не стали производить анализов крови и даже, не исследовав всех караимов, тут же заявили местным властям, что караимы в 100% - чистейший турецкий (тюркский - В.К.) народ, и только просили дать им материалы по караимскому языку. Мы им дали несколько брошюр, словарь караимско-польско-немецкий. После всего этого Берлин оставил нас проживать на положении полноправных с местным населением основаниях»42. При этом следует отметить, что оккупационный режим в Литве был значительно мягче, чем на захваченных территориях России, Украины, Белоруссии, что сказывалось на условиях жизни мирного населения - и караимов, в частности. Переживший оккупацию в Литве, председатель религиозного Союза караимов Польши, профессор Шимон Пилецкий вспоминает: «Общеизвестно, что немецкая оккупация в некоторых своих чертах отличалась нечеловеческими, просто хуже, чем зверскими особенностями, но они оставались вне нашего влияния… В воскресенье 23 мая 1943 года в Вильнюсской кенасе и общественном доме торжественно праздновали 70-летие гахана С.М. Шапшала. Сначала – богослужение в кенасе. Затем академическое выступление самого гахана… Потом в исполнении хора с оркестром звучали караимские песни местного и крымского происхождения. Позже – речи представителя татар, православного батюшки и выступление приезжего из Берлина караима Ковшанлы»43

 

В.С. Кропотов. Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн

        В феврале 1943 года на Украине провели специальные исследования д-ра Фиргау и Галлмайер. К лету 1943 года власти фашистской Германии пришли к окончательному мнению относительно происхождения крымских караимов, освободив их от преследований по национальному признаку.

        И после принятого окончательного решения и в период проведения исследовательских работ по этноидентификации в немецких периодических изданиях стали появляться статьи, в которых отмечалось тюркское происхождение караимов, фрагментарно описывалось историческое прошлое народа. Очевидно, что авторами использовался материал, полученный в ходе исследований. Помимо ранее упоминавшихся работ Ф. Штейнигера, была напечатана статья военного корреспондента Х. Гаскера в «Миттельдойче Национальцайтунг» от 24.04.1942 г.; некого Бергмана «Вильно - Рим караимов» в «Дойче Альгемайн Цайтунг» №239, 1942 г.; на страницах «Географических известий Петерманнса» №3/4 1943 г. статья «Караимы» научного советника Г. Кирриниса и др. Отдельные статьи переводились и печатались в оккупационных изданиях. Так, в январе 1942 года газета «Голос Крыма» (издание Симферопольского городского управления в период оккупации) опубликовала статью из немецкоязычной газеты «Der Kampf», а 25 июля 1942 года статью «Караимы» некого Отто Вейсера. Германская журналистка Дагмар Крюгер, известная как непоколебимая расистка и фанатичная антисемитка, написала резкое опровержение на статью Бергмана «Вильно - Рим караимов», перенасыщенное обвинениями в адрес караимов и содержащее утверждение, что они являются потомками десяти колен израилевых. Как пишет в своей работе44 еврейский историк Ф. Фридман45, «даже нацистская пресса, так глубоко пропитанная ненавистью к евреям, отказалась печатать этот псевдонаучный нонсенс»46. После этого Дагмар Крюгер направила письмо А. Гитлеру. Приводим  некоторые выдержки: «Я не знаю, мой фюрер, известна ли Вам эта проблема… эти караимы являются если не семитами, то все равно самыми фанатичными приверженцами мессианской идеи, т.е. идеи о мировом господстве… После того, как империя восточных готов была окружена гуннами и их пособниками хазарами (предками караимов!), последние после ухода гуннов, сначала по их указанию, а затем по своему разумению, управляли судьбами низменности между Азией и Европой, точнее, югом и востоком этой низменности. Где-то в 7 веке, как принято считать, верхний слой этих хазар принял иудейскую веру. На самом деле, этот слой уже в течение веков состоял из «потерянных 10 племен Израилевых», которые вторглись в эту низменность через Кавказ и поработили множество мелких народностей. На Кавказе у них даже была собственная империя на Арарате «Moschia Regia». Империя Моисеевых сыновей (Кавказ все еще почти на 80% состоит из евреев)47.


        Письмо Крюгер канцелярией А. Гитлера было направлено в Зондердецериат Расенполитик RМfdbO. Ответ был получен 31 мая 1943 года: «Рассуждения фрау Крюгер не являются ни расистскими, ни научными»48.

        Крымские караимы, не будучи преследуемыми нацистами в годы Второй мировой войны как национальность, но в равной мере с представителями других народов пережили трагедию фашистского оккупационного режима, умирая от голода, болезней, погибая, как и тысячи соотечественников, в ходе проведения облав, карательных акций, расстреливаемые как заложники и прочее (к примеру, только в Евпатории с 6 по 9 января 1942 г., во время расправы фашистов над жителями города за оказанную ими помощь десанту из Севастополя 5 января 1942 г., было расстреляно в числе нескольких тысяч евпаторийцев более 100 караимов).


        В отечественной историографии описываемая тема практически не освещалась49. Отдельные публикации появлялись на Западе. Среди них выделяются как последовательностью изложения, так и значительным объемом использованного документального материала уже упоминавшаяся работа Ф. Фридмана «Караимы под властью нацистов» и У. Грина «Судьба крымских еврейских общин: ашкенази, крымчаков, караимов»50. В этих достаточно основательных исследованиях отражены преобладающие среди еврейских историков взгляды на рассматриваемую проблему. Изначально предполагая семитское происхождение крымских караимов (как уже отмечалось выше – взгляд достаточно традиционный для большинства еврейских ученых и представителей еврейской интеллигенции, тесно переплетающийся с религиозными канонами иудаизма), авторами излагается ряд версий, которые объясняют решение германских властей, признающее их нееврейское происхождение, и, соответственно, освобождение от преследований и уничтожения. К основным следует отнести политические мотивы, участие караимов в формированиях вермахта, нежелание немцев обострять отношения с крымскими татарами геноцидом в отношении их земляков, а также позицией, занятой еврейскими экспертами, продиктованной желанием последних спасти караимов от уничтожения. Вкратце рассмотрим каждую из этих версий.


        «Не гуманные причины влияли на их (немцев - В.К.) решения в пользу караимов, а холодные политические расчеты, - пишет Ф. Фридман51; - …немцы сознательно смягчали свое расовое усердие, исходя из военных и политических  соображений». Аналогичное заключение и у У. Грина52. Вряд ли серьезные политические расчеты фашистской Германии включали судьбу столь незначительной этнической группы, как крымские караимы, численность которой по самым оптимистичным подсчетам едва превышала 10 тыс. человек (во всем мире) к началу Второй мировой войны. К тому же, как известно, Крым (место основного расселения народа) планировалось превратить в будущем в регион проживания исключительно немцев. Во время совещания в ставке А. Гитлера 16 июня 1941 года это было зафиксировано в протоколе (пункт 2): « Крым должен быть освобожден от всех чужаков и заселен немцами»53. Таким образом, говорить о какой-либо роли караимов, в связи с планами немцев использования завоеванных территорий, не приходится. Действия же крымских караимов в годы оккупации, когда их представители категорически отказывались сотрудничать с оккупантами (расстрелы евпаторийского юриста С. Ходжаша, отказавшегося стать Городским головой Евпатории, симферопольского врача А. Синани за отказ дать сведения о работах в области гипноза54, самоубийство севастопольского учителя А. Ходжаша55 и ряд других примеров убедительно иллюстрируют сложившиеся отношения с оккупационными властями), а главное - отказ создать комитет содействия германским властям, не оставляла последним сомнений в политической ориентации этого малого народа. Не было для немцев секретом и то, что большинство его представителей призывного возраста находилось на фронтах в частях и подразделениях Красной Армии. Совокупность отмеченного выше указывает на несостоятельность версии о политических расчетах германских властей в отношении крымских караимов.


        Не выдерживает критики и версия о массовом участии караимов в составе подразделений Вермахта и формирований СС. «Во время войны уступки стандартам расовой чистоты нацистской Германии были сделаны относительно тех, кто вступил в Вермахт и СС», - делает заключение У. Грин56. В подтверждение вывода приводится письмо (от 27.09.1944г.) высокопоставленного функционера НСДАП Герхарда Клопфера группенфюреру СС Карлу Брандту57, в котором сообщается о 500 - 600 караимах, якобы служивших в различных войсках Германии58. Информация Г. Клопфера основана на караимских фамилиях, обнаруженных им в некоторых соединениях, формируемых немцами из местных жителей на оккупированных территориях. Оставляя за скобками уровень компетентности партийного чиновника в знании караимских фамилий (к тому же, в письме их приведено всего 5 и нехарактерных для караимов), значительная часть  которых созвучна или даже идентична фамилиям многих тюркских народов, следует указать, что по настоящее время неизвестны конкретные лица из числа крымских караимов, служивших в годы войны в вооруженных силах Германии или ее союзников. Зато известны фамилии около 700 из них, воевавших в годы Великой Отечественной  войны в составе подразделений Красной Армии и партизанских отрядах (в том числе более 300 погибших). Ассоциацией крымских караимов «Крымкарайлар» установлены имена большей части воевавших на фронтах59. Общее же число сражавшихся в годы войны, по минимальным предварительным оценкам составляет около 800 человек, то есть практически подавляющая боеспособная часть крымских караимов СССР (как уже отмечалось выше, в СССР к началу войны проживало максимум 8 - 8,5 тыс. чел.). Таким образом, немцам в годы оккупации на территориях Советского Союза по существу мобилизовывать было некого. Что касается караимов-эмигрантов в Европе, то их численность порядка 450 - 500 человек предполагала наличие не более нескольких десятков (60 - 70 чел.) призывного возраста. Самая большая эмигрантская караимская община (около 300 человек) находилась во Франции. Почти все мужчины призывного возраста с началом войны были призваны во французскую армию. О событиях того времени М. Сарач сообщает: «Во время войны все молодые мужчины были мобилизованы. Один был убит, другой взят в плен, но ему удалось спастись бегством через год. Все, кто участвовал в боях, как ни странно, окончили с отличием, как и многие русские. Мы хотели, может быть, оправдать то доверие и хорошее отношение, которое проявило французское военное начальство…


        …Национальным героем Франции можно считать Александра Катлама, он во время оккупации выбрасывался с парашютом в оккупированную зону и давал инструкции местным подпольным работникам. Караим Сергей Чубар руководил отрядом французских партизан, в котором было много бывших советских пленных, примкнувших к французским партизанам. Чубар получил не только французский, но и советский знак отличия… Я был связан с ним во время подпольной работы…»60.


        продолжение

       


  • Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй мировой и Вели ...
  • Крымские караимы в Великой Отечественной войне. К 70-летию Победы.
  • С Днем Великой Победы!!!
  • Удостоверение караимов 1941 года
  • Из неопубликованного. М.Б. Коджак «Караимы. Исторический очерк о караимах к ...
  • Каталог "Крымские караимы"
  • К 100-летию окончания Гражданской войны
  • Крымские караимы не забывшие Отечества
  • В.С. Кропотов Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй ...
  • ТРАДИЦИОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В КРЕПОСТИ КАЛЕ

  •  

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Октябрь 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru