Караимы Польши и Литвы
О публикации Коррадо Джинни («Genus»,Рим,1936, №2)
Эта большая статья – результат изучения антропологии и демографии караимов. Исследования проводил в 1934г. известный ученый проф. Римского университета, председатель итальянского Комитета по изучению проблем национальностей.
После развернутого выступления о религии организации духовного правления и отдельных общин караимов, автор называет места их проживания в Польше и в Литве, перечисляя приходы разных кенаса, дает сведения о караимском языке и отличии северных и южных диалектов общин, статистику караимских поселений и т.д. Все это тщательно собрано, хотя и с неизбежными в такой работе ошибками и неточностями, связанными с источниками, из которых автор брал сведения.
Из-за невозможности охватить весь материал этого исследования, отметим, что изучение крови поневежских, виленско-трокских, волынских и Галицких караимов показало большой процент (40%) группы Б; 33% группы О; 21,4% группы А и 5,6% группы АБ.
При сравнении караимов по крови и физическому типу с другими народностями, автор пришел к тому же выводу, что и проф. М.Рейхер, ранее изучавший виленско-трокских караимов. Проф. Джинни более четко указал на сходство караимов и чувашей.
Этот вывод весьма показателен. Как известно, русские ученые-ориенталисты (историки и филологи) утверждают, что современных чувашей следует считать потомками хазар. Если чуваши, составляющие на севере компактную массу, связанную общим языком и территорией, обычно считаются остатками хазар, то издавна на юге России, в Крыму, который также входил в состав огромной империи хазар, ученые видели в современных караимах таких же потомков хазар. Поэтому результаты итальянского ученого Джинни, не только не кажутся неожиданными, а, наоборот, логичны: караимы по крови и антропологическим чертам близки к чувашам; не удивительно, что остатки народа, находящиеся ныне в противоположных концах былой хазарской империи, признаны весьма схожими.
С.М.Шапшал
(Mysl Karaimska, 1939, № 12)
Перевод с польского Я.Б.Лейе-Кальвасинской