Из проекта заключительных замечаний Комитета ООН по ликвидации расовых дискриминаций
Международный комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации
69 сессия
31 июля – 18 августа 2006 года
Предварительный не редактированный вариант
Рассмотрение отчетов, предоставленных Государствами-участниками согласно статье 9 Конвенции…
УКРАИНА…
18. Комитет с обеспокоенностью отмечает, что, как сообщается, культурные и религиозные памятники, включая кладбища меньшинств, таких, как крымские татары, караимы и рома, зачастую не зарегистрированы и не находятся под защитой, а так же, что Государство-участник выделяет крайне ограниченные средства на сохранение культурного наследия меньшинств. (Ст. 5 (е) (vi))
Историческая территория крымских караимов находилась в междуречье Альмы и Качи и называлось Кырк Йер (буквально – округа кырков - тюркского племени, участвовавшего в этногенезе караев). В период между падением хазарского каганата и образованием Крымского ханства существовало самостоятельное Кыркйерское княжество крымских караимов. В его границах выделяли долинную часть и нагорье, в пределах которого находилась Верхняя крепость Кырк Йера – Кыркъйернын йугъары калеси – «священная колыбель» и столица княжества караев. В «нагорье» входили и склоны плато. В долинах и балках располагались сады, в остальной части – пахотные земли, выпасы, сенокосы, чаиры (луга и участки леса с привитыми садами). В конце XX века около половины садов в долинах Альмы и Качи возделывали крымские караимы.
На исторической территории крымских караимов, в междуречье Альмы и Качи на нагорье Кырк Йера (округи кырков) находится «священная колыбель» - крепость Кале (Джуфт Кале), а рядом – родовое кладбище-святилище Балта Тиймэз (топор не тронет). Эти древнейшие памятники тюркской культуры не имеют в Европе аналогов по возрасту и масштабности.
Огромный вклад в просвещение своих народов внесли крымский татарин И. Гаспринский и крымский караим И.Казас. Хорошо известны дружеские oтношения между ними. И.Казас - многолетний цензор «Терджимана», за всё время пребывания в этой должности не изменил в газете ни единого слова, что неоднократно вызывало нарекания начальства. Менее известно, что в круг общения И.Гаспринского входил и другой крупный деятель караев - С.Шапшал. Для начала вкратце напомним о нем.
Подземная система расположена к югу от бровки обрыва известнякового массива, на возвышенном плато которого расположен древний город Джуфт Кале. Основные фрагменты сооружения: вертикальный колодец Тик Кую (Прямой колодец) и примыкающая к нему наклонная галерея Алтын Мердвен (Золотая лестница), ведущая с поверхности.
Верхний внешний вход в галерею (капонир) находится всего лишь в 20 м от южного обрыва плато, а устье колодца – в 35 м. Подземная гидротехническая система открыта в 1998 г. на основе преданий крымских караимов и учета геологических особенностей местности. После расчистки и оборудования сооружения центром спелеотуризма “Оникс-Тур” (директор А.Ф.Козлов) возникла необходимость проведения специальных исследований, в т.ч. микроклимата, и оценки устойчивости вмещающих пород.
1. Географическое положение древней крепости всегда было благом для ее жителей и в то же время проклятием безводья, которое веками тяготело над ними.
2. На протяжении существования крепости шла непрерывная борьба за воду. Ныне мы видим только отдельные фрагменты памятников водоснабжения древнего города. Это грандиозная подземная система Ашырын-Йол – скрытый путь, колодец Копка-Кую, вырубленные в скалах желобки, бассейны и т.д. Веками создавались эти сооружения, и одно за другим выходили из строя.
Краткие сведения об инженерно-геологических условиях района крепости Джуфт Кале позволяют представить природную среду, в которой жили наши предки, а также те геологические процессы, которые их защищали и от которых они терпели бедствия.
На древнейшем кладбище-святилище крымских караимов Балта Тиймэз (Топор не тронет) вблизи Джуфт Кале в мае 2007 года при инвентаризации надгробий один из авторов этого сообщения обнаружила у векового дуба на южной границе некрополя разрозненную белую гальку. В естественном залегании в пределах кладбища и его окрестностей подобная галька отсутствует. Материал явно привнесен извне, о чем свидетельствует и его приуроченность к дубам. Вероятно, наличие белой гальки связано с почитанием у дубов памяти предков.