От Алтая до Литвы. Кожемялка – талкъы
Крымские караимы (караи) – один из самых малочисленных тюркских народов – пронесли через века и сохранили до наших дней фрагменты совей древней духовной и материальной культуры. Значение реликтов этнокультуры для познания этногенеза, истории, мировоззрения трудно переоценить. Архаичные особенности характерны для языка, фольклора, символики, календаря, антропонимов, веры, занятий, национальной кухни, традиций, обрядов и обычаев, архитектуры, орнаментов...
Реликты этнокультуры крымских караимов нашли отражение в публикациях академиков В.Гордлевского, А.Зайончковского, Т.Ковальского, С.Шапшала, профессора А.Дубинского, А.Полканова и других авторов.
Традиционным ремеслом караев было кожевенное дело. Кожевенники готовили продукцию, нужную и в мирное, и в военное время: одежду, обувь, сбрую… В Крыму и за его пределами славились боевые сёдла и нагайки, воинские доспехи, сапоги для верховой езды.
В 1396 году часть крымских караимов - воинов попали с Великим князем Витовтом в Литву, где охраняли князя и границы государства. С воинами прибыли и ремесленники, готовившие оружие и снаряжение. Они-то, вероятно, и привезли с собой из Крыма профессиональные приспособления, включая станок – талкы (тракайский диалект) или талкъы (крымский диалект карайского языка) – образец древней ремесленной техники, сохранившейся в Литве до недавних пор. Станок использовали для обработки кожи (кожемялка) и вымешивания теста (тестомешалка).
Рабочий орган талкъы состоит из двух зазубренных деревянных брусков. Между ними с помощью рычага мяли кожу или тесто.
С появлением огнестрельного оружия и промышленного производства кожи, кожевенное ремесло потеряло былое значение, и функции талкъы ограничились вымешиванием теста. Именно в этом качестве техника дошла до наших дней и впервые была описана акад. Т.Ковальским (1929).
У соседей караев в Крыму и Литве подобная техника не отмечалась. Аналог станка со сходным названием известен на далеком от Крыма Алтае. На Кавказе такое приспособление есть у карачаево-балкарцев, близких к караям по происхождению, языку и культуре. В их словаре указаны и типы станка – талкъы ёре – стоячая и талкъы тюз – лежачая кожемялка. А слово талкъыларгъа обозначает процесс – мять кожу на кожемялке.
Кожемялка с близким названием известна в Забайкалье. Созвучное название – толку (талку) – «упоминается в шаманских текстах телеутов», где «с ней сравнивали челюсти грозного Эрлика…» и у ойротов.
Мялка для кожи – талкъы (талкы) – знакома и казахам, киргизам, башкирам, ногаям и якутам.
Талкы в значении мять, дубить кожу встречается у казахов, алтайцев, телеутов, шорцев.
Талгы говорят хакасы и барабинские татары.
Судя по имеющимся данным, кожемялка могла попасть в Крым и затем в Литву с кочевыми тюркскими племенами из глубин Азии и Алтая через Казахстан и Кавказ. Дальнейшее исследование распространения описанной и другой реликтовой техники позволит уточнить пути миграции и культурно-хозяйственные связи различных тюркских народов.
А.Полканова (Газета "Къырымкъарайлар")