…2 июля 1929 г. прибыла в Евпаторию антропологическая экспедиция института им. Тимирязева (тимирязевский исследовательский институт) в Москве. Во главе экспедиции стоял известный антрополог, этнограф и музеевед профессор Бруно Адлер. Кроме него в состав экспедициивходили: аспирантка (кандидат в профессоры) Московского университета пани Л.Пушкинская, а также 3 студентов этого университета.
Величайшей трагедией обернулась для граждан России Гражданская война, и для покинувших Родину, и для оставшихся. Основная часть эмигрантов оказалась во Франции. Попавшие на чужбину старались объединяться, т.к. сообща, во взаимопомощи, легче было выстоять и физически, и морально.
Различные общества, землячества и братства формировались по национальному, религиозному признакам, родам войск, профессии и т.д. При этом для большинства выходцев из России объединяющей оставалась ненависть к большевикам, в которых видели причину всех бед. И в мероприятиях, связанных с этой темой, участвовали представители большинства эмигрантских организаций.
На фронтах Великой Отечественной войны воевало свыше 650 караев. Более половины из них погибли в боях и от ран. Сотни погибли от бомбежек, голода в блокадном Ленинграде и других городах. От рук фашистских захватчиков на оккупированных территориях гибли не только партизаны и подпольщики, но и обычные граждане. Их количество значительно больше павших на фронтах. В Евпатории, например, за отказ быть городским головой расстрелян А.Ходжаш и его семья, за нежелание стать переводчицей – А.Сарач.
Вопрос о происхождении того или иного народа для историков является одним из самых сложных, запутанных, но при этом безумно интересных. Яркий тому пример – загадка происхождения крымских караимов. Разгадать её может лишь внимательное и беспристрастное изучение данных археологии, антропологии, исторических источников.
Большинство исследователей давно пришли к выводу, что крымские караимы – потомки племён, некогда населявших Хазарский каганат – это государство существовало с середины VII до конца Х века. Во второй половине минувшего века вышли в свет работы выдающегося антрополога В. П. Алексеева.
(сборник старинных грамот и узаконений Российской Империи, касательно прав и состояния русско-подданных караимов С.-Петербург, 1890)
Высочайшее утвержденное положение комитета министров (1839, 10 декабря) «О дозволении Караимам в Таврической и других губерниях жительствующих принимать в услужение христиан» (с. 135)
Издавна люди приписывали магические свойства сердолику. Вспомним стихотворение А.Пушкина «Храни меня, мой талисман», или «Талисман», строки из которого приведены ниже:
Милый друг! От преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!
Эти строки навеяны перстнем – талисманом с сердоликовой вставкой, подаренным поэту в Одессе Е.Воронцовой. А.Пушкин очень дорожил перстнем, постоянно носил его и часто запечатывал им письма.
Профессия воина всегда была престижной у крымских караимов. Представители малочисленного народа нередко достигали командных высот. Среди них генералы Р.Каплановский, Я.Кефели, маршал Р.Малиновский.
Караи или крымские караимы сформировались как этнос в Крыму и являются сплавом древних караитов, входивших в состав гуннского и хазарского союзов племен и местного населения полуострова (сармато-аланы, готы…). Историческая территория крымских караимов – Кырк Йер (округа кырков) в междуречье Альмы и Качи, включала долинную часть и нагорье с верхней крепостью – Кырк Йернынъ югъары Калеси, или просто Кале. После падения Крымской Хазарии она являлась столицей самостоятельного Кыркйерского княжества караев.
Очередной его опус - статья «Караимы» в «Истории Крыма с древнейших времен до наших дней» - Симферополь, 2009, с.198-204 (а не 194-200, как указано в оглавлении). Учащиеся, учителя, экскурсоводы…, а им адресована книга, не поймут из этой статьи, что же за народ крымские караимы (караи), но получат очередную дозу путаной информации.
Крымские караимы в Николеве. История и современность
В истории Николаева представители караимского народа оставили заметный след. Переселение их в портовый и судостроительный город связано с историей освоения южных земель после присоединения их к Российской империи (конец XVIII в). Караимское население в Николаеве всегда составляло не более 1 % от всех жителей города. Однако благодаря врожденному чувству единства они не растворились в подавляющей славянской среде.