Вопрос о происхождении того или иного народа для историков является одним из самых сложных, запутанных, но при этом безумно интересных. Яркий тому пример – загадка происхождения крымских караимов. Разгадать её может лишь внимательное и беспристрастное изучение данных археологии, антропологии, исторических источников.
Начало современной истории народа связано с периодом перестройки и образования независимой Украины, в которой оказалась историческая территория караев и большинство их. После периода Советской власти у крымских караимов появилась надежда на сохранение и возрождение народа и этнокультуры.
Советская власть разрушила религиозную и общественную структуру. Народ лишили храмов, духовной семинарии, общинной собственности, школ, училищ, культурного наследия (библиотека, музей и т.д.); материальной базы (земля, средства производства), отлучили от святынь, нарушили компактное проживание. Конфисковали землю и частную собственность, лишив народ традиционных занятий, в том числе садоводства и скотоводства.
После потери в XIв. хазарами власти в Крыму, караи сохраняли независимость в границах исторической территории Кырк Йера — округи кырков в междуречьи Альмы и Качи и обрели собственную государственность в рамках небольшого Кыркъйерского княжества со столицей в городе-крепости Кале (верхней крепости — Кыркъйэрнынъ йукъары къалэси).
Крымские караимы сформировались как этнос в Крыму. Являются сплавом кочевых племен и местного оседлого населения. Сведения о древнем периоде истории запечатлены в архаизмах языка, глубинных пластах культуры и традиций, на «страницах» каменной летописи Балта Тиймэз…
В разных местах пребывания и при разных государственных устройствах крымские караимы были желанными гражданами и часто имели привилегии. Несмотря на территориальную разобщенность после XIII-XIV вв., когда часть соплеменников попала в Галицию и в Литву, все караи сохраняли кровную и духовную связь с исторической Родиной — Крымом и между собой.