Крымские караимы (караи) – один из самых малочисленных тюркских народов – пронесли через века и сохранили до наших дней фрагменты совей древней духовной и материальной культуры. Значение реликтов этнокультуры для познания этногенеза, истории, мировоззрения трудно переоценить. Архаичные особенности характерны для языка, фольклора, символики, календаря, антропонимов, веры, занятий, национальной кухни, традиций, обрядов и обычаев, архитектуры, орнаментов...
Как справедливо пишет И.Ярошинская в статье «Тымбылы» (Авазымыз. – 2004. - № 2. –дек. - С.14), «Обаяние караимских праздников – это не только молитва, но также приготовление традиционных блюд, связанных с этими праздниками. Особенный ритуал связан с Пасхой, первым праздником караимского года – Хыджы Тымбылларнын». На стол в этот праздник хозяйки ставят печеные мясо (по возможности баранину), яйца, рыбу, кайгану (бабку), зеленый чеснок и лук, редис, вино и пресный хлеб.
В Евпатории есть улица Евгения Ефета. О подвигах героя рассказали газеты и документальные повести. Теплоход, названный его именем, запечатлен на почтовом конверте. Давно закончилась, но не забыта война. В печати поныне появляются свидетельства очевидцев. Ниже приводим отрывок из документальной повести Е. Войскунского «Баллада о финском заливе»...
24 марта 2006 г. не стало Татьяны Тотай Бебеш. С уверенностью можно сказать, что жизнь этой женщины была интересной, трудной и богатой – двое детей, четверо внуков и девять правнуков окружали ее заботой и вниманием.Девяносто два года жизни Тотайчика, так называли любимицу семьи, захватили революцию, гражданскую и отечественную войны, перестройку и послевоенный голод, закрытие кенаса, построение коммунизма, а затем и капитализма.
Эту глину с незапамятных времен использовали в Крыму для очистки шерсти, вина, растительного масла, в лечебных целях, для мытья головы и т.д. В народе кил называли такжегорным и земляным маслом, мыловкой. Известен он был и как кеффекиль (кил из Кефе). А.Е.Ферсман писал (1919), что в Крыму им «пользуютсякак городское население, так и туземцы, по преимуществутатары, крымчаки и караимы, частью для мытья в морской воде, частью для извлечения жира при обработке шерсти, и, наконец, для лечебных целей и в качестве пластыря». В народной медицине кил применяли при отравлениях и лечении болезней кожи, как основу для мазей, в качестве присыпок на раны.
Родом из Крыма. Горный инженер-геофизик, аэрогелог. Кандидат наук. Автор более ста научных работ и изобретений. Заместитель директора Всероссийского геологического института. Первооткрыватель месторождения алмазов в Сибири. Благотворитель. Патриот своего народа.
Материалы о караимских и татарских памятниках Евпатории в 1920-е гг. в московских архивохранилищах
Московские архивы, музеи и библиотеки таят в своих фондах множество разнообразных материалов по истории и культуре Крыма. Многие из них относятся к дореволюционному периоду – ведь Таврическая губерния с ее памятниками была в центре внимания историков, музейных работников, краеведов. Особенно усилился интерес центральных научных учреждений к Крыму и его культурному наследию в послереволюционные годы. Внимание советского государства к развитию национальных культур сказалось и в многонациональном Крыму. Изучались и реставрировались памятники крымских татар, караимов, греков, армян, специалисты из Москвы и Ленинграда направлялись в Крым, где фиксировали, собирали и изучали памятники духовной и материальной культуры. Практически в каждом крупном центральном учреждении в той или иной мере занимались крымской тематикой.
В конце 2008 г. Бахчисарайский винзавод возобновил выпуск вина «Бахчисарайский фонтан».
Это вино впервые было произведено 40 лет назад. Одна из его создателей Эстер Моисеевна Аги более 35 лет проработала на заводе начальником цеха, инженером – технологом, главным инженером.
Выдающийся инженер и крупнейший специалист европейского уровня в области коммунального хозяйства, доктор технических наук, профессор.
Родился в Симферополе. Крымский караим по национальности. Фамилияотражает название древнего тюркского рода. Закончил начальную караимскую школу и 4 класса гимназии, затем коммерческое училище в Одессе (1892). Учился в Льеже (Бельгия) в электротехническом институте. Закончил с отличием и званием инженера-технолога Петербургский технологический институт (1899).
Родилась в Феодосии. Происходит из древнего княжеского рода караев Коген-Узунов. Мама – урожденная Савускан. Предки имели виноградники, каменоломни (Ак-Меонай), известковый завод, табачную фабрику. Отец – крупный специалист – кожевенник.
Росла и воспитывалась в национальной среде. Много времени проводила в Караимской слободке у бабушек, которые общались только на родном языке и плохо знали русский язык. Посещала с родителями кенаса, Караимский клуб.