Известен древний обычай, призванный уберечь ребенка с самого рождения от болезней, злых духов и прочих напастей. Он кратко описан в шестом томе (часть II) Караимской народной энциклопедии (2007) со слов старейшин: «В прошлом мать сохраняла высушенную пуповину и прядь волос ребенка, зашивала их в небольшой кожаный или матерчатый мешочек и постоянно носила при себе, «считая, что это предохранит ребенка от неприятностей».
Некогда бытовали сотни суеверий. Ныне активно живут десятки. Часть их, записанные Л. Ефетовой-Габай, А. Штойко, А Бабаджаном, приведены ниже.
Прежде считали, что большинство болезней от сглаза и страха. От сглаза жгли гвоздику (каранфиль – патлама), а оставшейся золой смазывали лоб от болезни.
«Глазливому» человеку, который чрезмерно что-то или кого-то хвалил, мысленно говорили: Козунэ туз, котунэ буз – соль тебе в глаза и лед на задницу.
Задумывая что-то сделать, добавляли присловье Кысмэт болса – Если судьбе будет угодно.
Голубой, белый и желтый цвета расположены в том же порядке сверху вниз на флаге и гербе крымских караимов. Рассмотрим значение этих цветов.
Kёк, кек по-карайски означает – голубой, синий и небо. Эти цвета особо почитаются в тюркском мире. Олицетворяли небо и связь с божеством. Считались символами Бога. Словосочетание Кцк Тэнгри означает Бог Небесный. Слова Небо и Тэнгри (Танъры) у древних тюрок были синонимами, и цветам, символизирующим Бога (голубой, белый) приписывалась оберегающая сила (Давлетшин, 2004, с.44, 45). Очень почитались голубые и синие амулеты из бирюзы и лазурита. Голубым было знамя кагана древних тюрок с золотым изображением на нём головы волка (Хатуев, 1999, с.63).
Одними из первых мужскую гимназиюзакончили Казас и Танатар с серебряными медалями (1867). В дальнейшем количество выпускников неуклонно растет, составляя по периодам, чел.:
1867 – 1870 – 41891 – 1900 – 12
1871 – 1880 – 51901 – 1910 – 25
1881 – 1890 – 4 1911 – 1920 – 16
66 выпускников представляли 26 родов, из них по одному гимназисту – Ага, Азарьевич, Койчу, Мангуби, Харченко, Шайтан, Шапшал, Шишман; по 2 – Борю, Дуван, Кушуль, Майкапар, Очан, Пастак, Сариьбан, Танагоз; по 3 – Прик, Черкес; по 4 – Кальфа, Каракаш, Кефели, Хаджи; 5 – Ефетов; 6 – Казас, 7 – Синани.
Должно быть Вам известно, что как земля впитывает в себя дождевые капли, так и я, со дня своего рождения постоянно жажду знаний. Даже когда я находился в колыбели, Библия и книги были моим развлечением; когда я начал говорить, то разговор мой начинался с «Алеф–Бет». Помните ли Вы, с какой охотой я в детстве читал: «Анна Адонай», стремился молиться.
Теперь при воспоминании мне становится смешно, как я по пятницам обязательно по возвращении из школы спешил запереться дома и представлять из себя учителя: расставив подушки, как учеников, я обучал их...
Чатырдаг занимает особое место среди крымских гор. – Это своеобразный символ древней Тавриды и современного Крыма. Чатырдаг виден в хорошую погоду от пределов полуострова – с Перекопского перешейка. Да и с вершины просматривается почти весь Крым и море с разных сторон – к югу у южного и восточного побережья и к северо-западу, в районе Севастополя.
С Чатырдагом связано немало легенд, преданий, поверий. Стократное восхождение на его вершину крымчане приравнивали иногда к паломничеству в святые места.
Среди караев достаточно широко была распространена профессия юриста. Юридическое образование получали в прошлом в Петербургском, Новороссийском (Одесса) и Московском университетах. Трудились в государственных учреждениях и выборных органах самоуправления. Нередко занимали высокие посты председателей Городских дум, избирались городскими головами и т.д.
Весной (первое воскресенье апреля), перед тем, как разъехаться в экспедиции, геологи бывшего СССР по традиции отмечают свой профессиональный день. Отпраздновали день геолога и караи в Крыму. При этом задались вопросом, а сколько же всего геологов – крымских караимов, и чем известны? Собранные данные приведены ниже. Они не отражают полной картины, но все же дают представление о вкладе караев в теорию и практику геологической отрасли знаний.
Хан С.Шапшал, сам выходец из семьи садовода, отмечал, что «любимым занятиемкараимов до последнего временив Крыму было садоводство, и в западных губерниях огородничество».
Сады караев располагались в местах традиционного проживания, в округе Кырк Йера. Эти угодья отмечены в ярлыках крымских ханов и в древности принадлежали жителям Кале.
Известный садовод Л.Симиренко писал (1912)»при Шуре разбросаныедва не древнейшие сады северного Крыма. Им более 200 лет… и сейчас так же хорошо плодоносят, как и при ханах…Эти сады принадлежат караимам, жившим в Джуфт Кале».И далее: «очень многие из них сохраняют и поныне большую любовь к садоводству, которое нередко ведут образцово-культурно…»