Публикации о крымских караимах или история одного «верблюда»
Ниже рассматриваются вопросы, касающиеся публикаций о крымских караимах, территория основного проживания которых – Европа. Эти публикации можно разделить на две части. В одну войдут монографии и статьи профессионалов, основанные на научном изучении фактов, связанных с караимами и самих караимов, такие, как работы Я.Гжегожевского, В. Радлова, Т.Ковальского, А.Зайончковского, К.Мусаева, М.Райхера, К.Джини, Н.Баскакова, С.Шапшала, В.Алексеева, Т.Харвиайнена и др., а также статьи и книги, основанные на научных статьях – их будет менее 10%.
Караимская народная энциклопедия. – Т.5. -С.-Петербург, 2006, - 448 стр.
Книга посвящена культуре караев. Составители тома – чл.-корр. Российской Академии Естественных наук М.Казас и Р.Айваз. В работе использованы богатый фактический материал из прежних публикаций и данные, полученные от караев из общин Крыма и других регионов Украины, а также из России, Литвы, Польши, Франции. В подготовке статейного материала участвовали члены Ассоциации «Крымкарайлар»: Т.Богославская, А.Кальфа, В.Кропотов, Ю.Полканов, В.Тириаки и другие.
Газета «Къырымкъарайлар»: живое слово крымских караимов
Недавно караимская община Крыма отметила очередное культурное событие - выход в свет библиографического указателя публикаций газеты «Къырымкъарайлар» («Крымские караимы») за 2008 год.
Выходящая с 12 марта 2005 года, «Къырымкъарайлар» стала первой газетой караев на их исторической родине, в Крыму. Примечательно, что именно сегодня, когда крымские караимы находятся на грани исчезновения (в Крыму их насчитывается около 800, в Украине – 1200, в мире – 2000 человек), их крымская община нашла возможность регулярно, раз в месяц, выпускать собственный печатный орган.
«Летопись Карчи. Хазаро-аланская летопись о карачевцах, балкарцах, кумыках, ногайцах, татарах, чувашах, башкирах, крымских татарах, туркменах, киргизах, караимах, гагаузах, венграх, русских и многих других народах.»
Работа увидела свет в Иноземцево (Сев.Кавказ), 2002 г. Алан Глаш опубликовал эту часть летописи на тюркском (как он предполагает, хазарском, языке) с подстрочным переводом на русский язык. Летопись Барлыу передавалась по наследству в карачаевском роду Хасановых. Публикатор снабдил перевод комментариями, пояснением и заключением.
Рукописи предшествует разъяснение: «Летопись караджуртских сибилских хазаров, карачаевской Барсили, написал и сохранил Барлыу, сын Ботая. Сведения о земле Сибил, о караджутских карачаевских хазарах, карачаевских куманах, карачаевских аланах, акаджуртских равнинных хазарах».
Зарождение караимской журналистики относится к 1860-м годам: с 1864 по 1872 г. караимская молодежь длительное время издавала в Одессе рукописный журнал "Давул" ("Барабан").
Начало XX столетия стало настоящим "золотым веком" для крымских караимов, которые всегда играли заметную роль в истории полуострова. Одной из главных примет их национального возрождения стало открытие караимских изданий, на страницах которых происходило обсуждение проблем национального прошлого и будущего, национальной религии, национального образования и культурной жизни.
В 1900-е гг. вслед за одесским журналом «Давул» в Феодосии появилась рукописная газетка "Зурна-Давул".
Полканов Ю.А. Обряды и обычаи крымских караимов – тюрков: женитьба, рождение ребенка, похороны. – Бахчисарай, 1994. – 52 с.
Обычай – половина веры.
Кроме свадебных и похоронных обрядов, торжеств по случаю рождения ребенка, книга включает суеверия, народные изречения, сведения о Симе Михайловне Мангуби, термины, литературу, введение и предисловие.