Майтоп – буквально кусок (круг) жира. Анна Майтоп в годы Великой Отечественной войны воевала в составе кавалерийской бригады; лоцман С.Д.Майтоп участвовал в обороне Одессы, Севастополя и Кавказа и в десантных операциях.
Майкъапар, Майкапар – любитель, буквально – ловец жира. Широко известен композитор С.М.Майкопар (1867-1938), создавший более 200 произведений. На его музыкальных пьесах поныне обучают музыке.
Леви – из сословия помогавших служению Богу. Приставка Леви сопутствовала родовой фамилии: Леви-Бабович, - Боденэ, - Балакай, - Ботук, - Топал, - Ялпачик ит.д. Позже приставка Леви стала употребляться в ряде случаев и как самостоятельная фамилия.
Акад. А.Зайончковский отмечал, что «караимы имеют свои первородные названия месяцев…». Древний календарь караев восходит к периоду язычества и тэнгрианства и называется Улугата Санавы – счет Великого Отца – по имени божества добра. С Улугата связывали все хорошее, светлое. Его антиподом был Карлагата – отец-проклинатель, приносящий бедствия и несчастья.
Ниже приводится древний двенадцатилетний цикл Счета Великого Отца и календарная иерархия более низкого уровня.
У коренных народов Крыма – караев, крымских татар и крымчаков много общего в происхождении, территории проживания, фольклоре, занятиях, быту, обрядах, обычаях, истории, традициях и т.д. Отсюда единая музыкальная культура и обилие общих произведений разного жанра: дестаны, лирические и шуточные песни чины, инструментальные пьесы обряда свадьбы – къайтарма, развлекательные мелодии.
Журнал «Myśl karaimska» (1924 – 1947): диалог с караимскими периодическими изданиями 1920-1930-х годов
В конце ХХ – начале ХХІ вв., благодаря активизации процессов национального возрождения коренных народов Крыма, проблема развития их национальной прессы, практически уничтоженной на территории СССР, стала актуальной как никогда. Яркий пример сохранения традиций представляет история караимских изданий, опыт “золотой поры” которых в 1920-1940-е гг. продолжался в зарубежье, в том числе и главным образом в журнале «Mysl karaimska» (1924-1947).
КРЫМСКИЕ ЖУРНАЛЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ «ПЕРВЬІЙ ЛУЧ» И «ЛУЧ»
Крымская этническая пресса начала XX в. малоизученная область истории украинской журналистики. Исключение составляет лишь работа О.С. Хоменка [19], содержащая библиографический указатель крымской периодики с 1838 по 1916 г. и сокращенный очерк развития крымской печати указанного периода в целом, а также ряд исследований издательской деятельности И. Гаспринского - В. Ганкевича, С. Червонной, И. Керимова и др. [6]. Детальное рассмотрение других национальных периодических органов, не связанных с деятельностью великого крымскотатарского просветителя, сохраняет свою научную новизну и актуальность.