Воспоминания Людмилы Лопато о С. Шапшале из книги А. Васильева « Царица парижских кабаре»
Портрет Серая Шапшала. (Художник Бари Эгиз)
«Глава караимской общины в Литве, Хаджи Серая Хан Шапшал, был человеком высочйшей культуры (к тому же очень красивый!). Он преподавал восточные языки в Санкт-Петербуржском университете, а потом был гувернёром наследника престола Ирана. Будучи избран гахамом, он основал караимский этнографический музей, а в Санкт-Петербург, в Академию Наук, передал свою бесценную коллекцию восточных рукописей.
29 февраля 2020 года перестало биться сердце Юрия Александровича Полканова. Когда уходят из жизни люди такого масштаба, каким был Юрий Александрович, боль утраты заставляет с новой силой вглядеться в созданное ими, и, оценивая созданное, приходит осознание, что мы теряем не просто выдающуюся личность - мы прощаемся с частицей эпохи, навсегда, безвозвратно, уходящей от нас в вечность.
1887 г. р., уроженец г. Евпатория, караим, из мещан, окончил юридический факультет, до революции присяжный стряпчий, проживал в Петрограде: ул. Жуковского, д. 6. В 1936 г. старший консультант Стеклосбыта в Москве. Спецколлегией Мосгорсуда 7 февраля 1936 г. приговорен по ст. ст. 58-10-13 УК РСФСР к расстрелу. По ходатайству через ВЦИК расстрел заменен на 10 лет лишения свободы. Отбывал наказание в Соловках. Особой тройкой УНКВД ЛО 14 февраля 1938 г. приговорен за "контрреволюционную агитацию среди заключенных" к высшей мере наказания. Расстрелян в Соловках 17 февраля 1938 г.
В эмиграции во Франции. Умер в Русском доме в Ментоне Ум. 1 от. 1980 в Ментоне (Франция). Жена Ольга Ростиславовна (ум. 9 авг. 1980 там же). Сестра Ева (ок. 1900; эвакуирована до осени 1920 из Феодосии; в замужестве Делова).
Родился в Одессе, в традиционно большой караимской семье, где было шестеро детей – четыре девочки и два мальчика. Вениамин был старшим сыном. Караимская семья жила в собственном доме на ул. Троицкой, 23. Позже, в 1914 г., семья Бабаджан переехала в новый дом, который был приобретён на Лермонтовском переулке, 4.
С 1903 по 1913 г. Вениамин обучается Четвертой мужской гимназии. Юноша уже тогда серьёзно интересуется теорией искусства, пробует писать акварелью и маслом. Весной 1913 года начинающий художник представляет пять своих пять работ на выставке. Талант к поэзии проявился позже – самая ранняя рукопись датирована 1913 годом.
7 сентября 2019 года по инициативе Региональной национально-культурной автономии крымских караимов Республики Крым и Местной национально-культурной автономии крымских караимов «Крымкарайлар» г. Симферополя, для детей членов и друзей общины, состоялся ежегодный праздник караимской кухни, в рамках которого был проведен мастер-класс по приготовлению национального блюда крымских караимов – хамур-долма, конкурсы для детей и кулинарная викторина для взрослых. Мероприятие проходило во дворике храма крымских караимов – кенаса, в г. Симферополе, по ул. Караимская, 6. Подробнее об этом
Среди множества личных качеств человека крымские караимы всегда ценили, в первую очередь, военную доблесть и храбрость, так как это было связано с самим существованием нации. В течениие столетий военные находились на особом положении. Военные традиции крымских караимов проявлялись во всех войнах, пришедших на территории проживания народа. Не бывает войн без трагедий. Но трагедия Первой мировой и Гражданской войн, изменила ход истории всего крымскокараимского народа.
Сегодня, мы пытаемся восстановить фамилии и узнать судьбы тех, кто оказался в то время на фронтах, в эмиграции, трагически погиб или был расстрелян. К сожалению, о некоторых личностях нам известно только лишь по опубликованным некрологам.
Просим откликнуться тех, кто располагает фотоматериалами, или другой дополнительной информацией.
Чувство патриотизма, осознание принадлежности к родине в полной мере проявилось у крымских караимов в годы Первой мировой войны. На ее фронтах сражалось около 700 представителей народа, из них 200 – рядовых и порядка 500 – офицеров. Если учесть, что караимов в России перед началом войны в 1914 г. было около 14 000 человек, а также тот факт, что по социологическим законам нация, народ, в случае тотальной мобилизации, в состоянии выставить на поля сражений не более 13 % своей численности, то получается, что на фронтах находилось около 40 % от числа крымских караимов, годных к воинской службе; при том, что в России тотальной мобилизации не объявлялось, указанный процент очень высок.
Ниже приводим статью из газеты «Крымский вестник» со скорбными известиями от Симферопольского газзана Б.С.Ельяшевича о гибели на фронтах Первой мировой двух крымских караимов – Н.И. Фуки и И.И. Баккала, а также небольшую заметку из газеты «Северо-западный голос», издаваемую в Вильно, характеризующую сопереживание всего караимского народа горю войны. (Материалы предоставлены газзаном симферопольской религиозной караимской общины - Бабаджаном А.А.)