Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Актуальные проблемы возрождения языка крымских караимов

 

 

 

 

 

 

Актуальные проблемы возрождения языка крымских караимов

 

В полиэтническом сообществе Крыма особое положение занимают крымские татары, караимы и крымчаки: они де-факто признаны коренными народами Крыма, так как исторически сформировались именно на этой территории, имеют сложный и многослойный этногенез и своеобычные трагические судьбы. Крымские татары, как известно, 18 мая 1944 г. подверглись тотальной депортации и находились в местах ссылки вплоть до конца 80-х годов XX в.; около 80% крымчаков было уничтожено во время оккупации Крыма фашистской Германией; крымские караимы остались на родине, но, как и все малые народы СССР, активно и целенаправленно ассимилировались в рамках пресловутой "ленинской национальной политики". Согласно итогам всеукраинской переписи населения в конце 2001 г. в Крыму проживали около 250000 крымских татар, 700 караимов и 200 крымчаков.

 

 

 

Принята программа по сохранению культурного наследия крымских караимов на 2010 год.

 

 

 

 

 

 

        Сегодня, 21.10.09, сессия ВР АРК приняла программу по сохранению историко-культурного наследия крымских караимов и крымчаков. Несмотря на условия кризиса большая часть депутатов ВР АРК понимает, что промедление и несвоевременная помощь малочисленным коренным народам может привести к плачевным последствиям. Именно поэтому  Верховная Рада и Правительство Крыма стараются уделить внимание проблемам сохранения и возрождения культурного наследия крымских караимов и  крымчаков - коренных народов нашего полуострова, находящихся на грани исчезновения.

 

 

Газета «Къырымкъарайлар»: живое слово крымских караимов

 

 

 

 

 

 

alt
Газета «Къырымкъарайлар»: живое слово крымских караимов

 

Недавно караимская община Крыма отметила очередное культурное событие - выход в свет библиографического указателя публикаций газеты «Къырымкъарайлар» («Крымские караимы») за 2008 год.

Выходящая с 12 марта 2005 года, «Къырымкъарайлар» стала первой газетой караев на их исторической родине, в Крыму. Примечательно, что именно сегодня, когда крымские караимы находятся на грани исчезновения (в Крыму их насчитывается около 800, в Украине – 1200, в мире – 2000 человек), их крымская община нашла возможность регулярно, раз в месяц, выпускать собственный печатный орган.

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Летопись Карчи. Хазаро-аланская летопись о карачевцах, балкарцах, кумыках, ногайцах, татарах, чувашах, башкирах, крымских татарах, туркменах, киргизах, караимах, гагаузах, венграх, русских и многих других народах.»

 

            Работа увидела свет в Иноземцево (Сев.Кавказ), 2002 г. Алан Глаш опубликовал эту часть летописи на тюркском (как он предполагает, хазарском, языке) с подстрочным переводом на русский язык. Летопись Барлыу передавалась по наследству в карачаевском роду Хасановых. Публикатор снабдил перевод комментариями, пояснением и заключением.

            Рукописи предшествует разъяснение: «Летопись караджуртских сибилских хазаров, карачаевской Барсили, написал и сохранил Барлыу, сын Ботая. Сведения о земле Сибил, о караджутских карачаевских хазарах, карачаевских куманах, карачаевских аланах, акаджуртских равнинных хазарах».

           

 

 

Черкез Даниил Самойлович

 

 

 

 

 

 

alt
Черкез Даниил Самойлович

(1870, 13/Х, Симферополь – 1944.27/Х, Харьков)

 

            Выдающийся инженер и крупнейший специалист европейского уровня в области коммунального хозяйства, доктор технических наук, профессор.

            Родился в Симферополе. Крымский караим по национальности. Фамилия  отражает название древнего тюркского рода. Закончил начальную караимскую школу и 4 класса гимназии, затем коммерческое училище в Одессе (1892). Учился в Льеже (Бельгия) в электротехническом институте. Закончил с отличием и званием инженера-технолога Петербургский технологический институт (1899).

           

 

 

Штойко (Коген) Александра Давидовна

 

 

 

 

 

 

alt
Штойко (Коген) Александра Давидовна

18.02.1925 – 25.12.2005

 

          Родилась в Феодосии. Происходит из древнего княжеского рода караев Коген-Узунов. Мама – урожденная Савускан. Предки имели виноградники, каменоломни (Ак-Меонай), известковый завод, табачную фабрику. Отец – крупный специалист – кожевенник.

Росла и воспитывалась в национальной среде. Много времени проводила в Караимской слободке у бабушек, которые общались только на родном языке и плохо знали русский язык. Посещала с родителями кенаса, Караимский клуб.

 

 

Крупный ученый – А.Д.Фролов

 

 

 

 

 

 

Крупный ученый – А.Д.Фролов

(8.10.1931 – 19.02.2006)

 

Анатолий Дмитриевич Фролов на «Днях караев в Польше» (Карай кюньляры, 2003) сказал: « у всех нас есть большая мечта: составить банк данных по возможности, обо всех родах караимов как исторический памятник исчезающему народу. И я призываю всех, у кого есть силы и возможности, делать эту работу». – Автор этих строк был достойным представителем родов Абкович и Лопатто.

            Анатолий Дмитриевич родился в Харбине. В 1935 г. семья переехала в СССР. В 1937 г. родителей репрессировали, отца расстреляли. Анатолия определили в детдом. Позже родная тетя смогла вызволить и усыновить племянника. Родителей реабилитировали в 1960-х годах, и их сын был признан «жертвой необоснованных политических репрессий».

 

 

Сапак Аджика (Ада) Иосифовна

 

 

 

 

 

 

alt
Сапак Аджика (Ада) Иосифовна

2.01.1933-14.12.2005

 

Родилась в Ленинграде. Её отец из рода Кумыш, а мама – урожденная Мичри. Ребенком восьми лет Аджикея оказалась с родителями в осажденном Ленинграде где провела все 900 блокадных дней. После школы (1951) закончила с отличием в Ленинграде Институт пищевой и холодильной промышленности (1956). В том же году вышла замуж за Сапака Анатолия Иосифовича. Вместе с ним выростила сына Михаила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

alt
Александр Микей (14.10.1901, Москва – 14.09.1961, Днепропетровск)

 

Инженер-геолог, доктор наук, профессор. Автор двух книг и около 30 статей, первооткрыватель минерала эльбрусит. Блестящий лектор преподавал в вузах  Днепропетровска. Геологические исследования вел на Кавказе и на юге Украины. В 1937 г. был репрессирован и сослан на 10 лет на Колыму. В 1956 г. был полностью реабилитирован. О А.Микее писали Ю.Бараш в очерке о вкладе караев  Днепропетровска в науку и Д.Макаренко в книге «Голгофа українських геологів» (Киев, 2007).

 

Д.Полканов

 

 

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КРЫМСКИХ КАРАИМОВ

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КРЫМСКИХ КАРАИМОВ

 

         Караимскому языку посвящен  ряд трудов известных тюркологов (В.В.Радлова, Я.Гжегоржвского, К.Фойя, А. Дубинского, В.А. Гордлевского, Н.А.Баскакова, Б.Мункачи, Т.Ковальского и А. Зайанчковского). Иначе обстоит дело с изучением караимской литературы в целом, и исследованием фольклорного наследия крымских караимов в частности.

 

 

qwe

 

Translate site to:
   
 

 

 
Что бы Вы хотели здесь увидеть?

Больше фото Караимов!
Больше исторических фактов
Больше про религию
Больше про язык караимов


 
 

 

 
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

 
 

 

 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru