Древний род, фамилия. В переводе – кобчик. Происходит, вероятно, от тотема. Созвучные антропонимы встречаются у крымских татар – фамилия Макъый, на Алтае – мужское имя Макыйла и женское Макый, в Хакасссии – мужское имя Микей. На Кавказе слово мыкый – ястреб употребляется у карачаевцев, кумыков, лезгин.
Видным представителем рода был Александр Микей – инженер-геолог, доктор наук, профессор (14.10.1901, Москва – 14.09.1961, Днепропетровск).
Среди караев достаточно широко была распространена профессия юриста. Юридическое образование получали в прошлом в Петербургском, Новороссийском (Одесса) и Московском университетах. Трудились в государственных учреждениях и выборных органах самоуправления. Нередко занимали высокие посты председателей Городских дум, избирались городскими головами и т.д.
Весной (первое воскресенье апреля), перед тем, как разъехаться в экспедиции, геологи бывшего СССР по традиции отмечают свой профессиональный день. Отпраздновали день геолога и караи в Крыму. При этом задались вопросом, а сколько же всего геологов – крымских караимов, и чем известны? Собранные данные приведены ниже. Они не отражают полной картины, но все же дают представление о вкладе караев в теорию и практику геологической отрасли знаний.
Издавна люди приписывали магические свойства сердолику. Вспомним стихотворение А.Пушкина «Храни меня, мой талисман», или «Талисман», строки из которого приведены ниже:
Милый друг! От преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!
Эти строки навеяны перстнем – талисманом с сердоликовой вставкой, подаренным поэту в Одессе Е.Воронцовой. А.Пушкин очень дорожил перстнем, постоянно носил его и часто запечатывал им письма.
Хан С.Шапшал, сам выходец из семьи садовода, отмечал, что «любимым занятиемкараимов до последнего временив Крыму было садоводство, и в западных губерниях огородничество».
Сады караев располагались в местах традиционного проживания, в округе Кырк Йера. Эти угодья отмечены в ярлыках крымских ханов и в древности принадлежали жителям Кале.
Известный садовод Л.Симиренко писал (1912)»при Шуре разбросаныедва не древнейшие сады северного Крыма. Им более 200 лет… и сейчас так же хорошо плодоносят, как и при ханах…Эти сады принадлежат караимам, жившим в Джуфт Кале».И далее: «очень многие из них сохраняют и поныне большую любовь к садоводству, которое нередко ведут образцово-культурно…»
Историческая территория крымских караимов находилась в междуречье Альмы и Качи и называлось Кырк Йер (буквально – округа кырков - тюркского племени, участвовавшего в этногенезе караев). В период между падением хазарского каганата и образованием Крымского ханства существовало самостоятельное Кыркйерское княжество крымских караимов. В его границах выделяли долинную часть и нагорье, в пределах которого находилась Верхняя крепость Кырк Йера – Кыркъйернын йугъары калеси – «священная колыбель» и столица княжества караев. В «нагорье» входили и склоны плато. В долинах и балках располагались сады, в остальной части – пахотные земли, выпасы, сенокосы, чаиры (луга и участки леса с привитыми садами). В конце XX века около половины садов в долинах Альмы и Качи возделывали крымские караимы.
На исторической территории крымских караимов, в междуречье Альмы и Качи на нагорье Кырк Йера (округи кырков) находится «священная колыбель» - крепость Кале (Джуфт Кале), а рядом – родовое кладбище-святилище Балта Тиймэз (топор не тронет). Эти древнейшие памятники тюркской культуры не имеют в Европе аналогов по возрасту и масштабности.
Киммерийцы – скифы - сармато-аланы – гунны – хазары. Все эти народы связаныпреемственностью антропологических черт, этнокультуры, языка и обладают особенностями, характерными для представителей тюркского мира. В советское время тюркские параллели замалчивались, и преобладала официальная точка зрения об ираноязычности скифов и сармато-алан. В наше время появляется все больше данных о тюркских корнях этих народов. В отношении скифов давно известно, что они доили кобылиц и ели конину, что свойственно только тюркам. Интересны и языковые соответствия.
Огромный вклад в просвещение своих народов внесли крымский татарин И. Гаспринский и крымский караим И.Казас. Хорошо известны дружеские oтношения между ними. И.Казас - многолетний цензор «Терджимана», за всё время пребывания в этой должности не изменил в газете ни единого слова, что неоднократно вызывало нарекания начальства. Менее известно, что в круг общения И.Гаспринского входил и другой крупный деятель караев - С.Шапшал. Для начала вкратце напомним о нем.