Михаил Казас «Молла Насреддин»
Творчество Михаила Казаса – наглядное свидетельство богатой и многонациональной культуры Крыма. Сегодня преданное забвению имя караимского мастера иллюстрации вновь обретает известность. До наших дней сохранилась лишь небольшая часть произведений Казаса, созданных в 1909-1914 годах. В 1960-е годы сестра художника – Александра Моисеевна подарила большую коллекцию его работ Симферопольскому художественному музею.
Свидетель создания панорамы «Оборона Севастополя» Франца Рубо, выпускник мюнхенской академии художеств, современник творческого объединения «Мир искусств», Михаил Казас является ярким представителем стиля модерн в крымском искусстве. Он создаёт многочисленные иллюстрации к литературным произведениям, черпая вдохновение в образцах культуры Вавилона и Античной Греции, древнерусских былинах, скандинавском эпосе и азиатском фольклоре.
Михаил Казас неоднократно обращается к одному и тому же сюжету о весельчаке Молле Насреддине. Художник иллюстрирует анекдот «Это неспроста». Однажды Молла решает подшутить над народом, столпившимся у чайханы. Он рассказывает, что только пришёл с поминального обеда, где раздают плов. Толпа направляется в указанное им место, а Насреддин тем временем думает: «Вдруг это и в самом деле так? Раз народ бежит, значит, неспроста». И бросается следом.
На живописном панно Казас изображает тот миг, когда Молла Насреддин устремляется за пёстрой толпой. Стремительное движение бегущих людей подчёркивается фигурой упавшего человека. Насыщенные цвета причудливых костюмов – синий, зелёный, жёлтый, красный – складываются в узор восточного ковра.
Сейчас картину «Молла Насреддин» можно увидеть в постоянной экспозиции Симферопольского художественного музея.
Молла Насреддин – Ходжа Насреддин - известный персонаж восточного фольклора, герой многочисленных анекдотов, притч, сказок. В его эклектичном образе соединились черты красноречивого мудреца и легковерного простака, что прекрасно иллюстрирует выбранный сюжет.
Экзотичен выбор героев этой сцены: Казас изображает бегущими по улице восточного города богатых купцов из Африки, придавая сюжету сказочный флёр.
Художник тщательно выписывает детали костюмов: чалмы и многоцветные шапки, летящие полы халатов, узоры широких шаровар и туфли с загнутыми носами, ни разу не повторяясь в орнаменте.
Александра Кугушева, кандидат культурологии
Крымский журнал. – 2020. - №5 (28). – С. 66-67.