(Бабаджан Александр Азарьевич -Газзан симферопольской караимской религиозной общины)
Статья посвящена возникновению и более чем 3 тысячелетнему существованию самостоятельной караимской религии. Показан кратко путь формирования крымских караимов. Приведены исторические факты признания на уровне религиозных государств самостоятельности караимской религии.
Протоиерей С.Стариков отмечал, что караимы исповедывали «Пятикнижие Моисеево, что они признавали Иисуса Христа, но наравне считали пророком и Магомета, что у кенаса строился, как у мечети, «фонтан» и было специальное помещение для омовения по типу магометанскому, что при входе в кенаса снималась обувь, как у магометан. Особенно почиталась книга «Левит» (из Пятикнижия Моисеева) и из нее главы 18 и 19 о любви к ближнему, к старшему, о морали. Это учение расширялось в проповедях газзанов и как-то приближалось к учению первохристиан. Характерно, что в учениях караимов нет высказываний, возвышающих этот народ над прочими, нигде не проповедуется рознь между людьми, но о человеколюбии достаточно много говорится» (О крымских караимах // Православная жизнь: прилож. к журн. «Православная Русь». — 1966. —№5. — С.9-10.).
Митрополит Серафим:«Караимское вероучении, по признанию Русской православной церкви, рассматривалось как совершенно обособленная религия. Рядом законодательных актов Русское Правительство подтверждало полную религиозную обособленность караимской религии и предоставляло караимам все права русских граждан, без всяких ограничений. За время моего долголетнего пребывания в Крыму у меня составилось мнение о караимах, как о людях скромных, честных, трудолюбивых, пользовавшихся симпатией и доверием всего населения». (Архив С. Кушуль, Евпатория. — Письмо № 251 Митрополита Западно-Европейского Русского Митрополичьяго округа Серафима. — Париж, 18.04.1942 г.).
«Вероисповедания караимского» (Из паспорта гражданина Российской империи)
«На основании параграфа 2-го отдела 2-го указания Гражданского Закона караимская народность признается непринадлежащей к иудейской расе и вероисповеданию» (Свидетельство МВД Германии, 1938).
В начале XX века регистрацию жителей разного вероисповедания на юге Российской Империи вели по специальной ведомости. В девяти ее строках были названы традиционные вероисповедания. 1 – Православие; 2 – Старообрядчество, 3 – Римско-католическое, 4 – Армяно-Григорианское, 5 – Менонитское, 6 – Лютеранское, 7 – Иудейское, 8 – Караимское и 9 – Магометанское. Пять свободных строк отводили для представителей других религиозных течений. Верующих подразделяли также на «коренных» и «пришлых»; мужчин и женщин, жителей городов и уездов, суммировалось их общее количество. Подбивался и общий итог коренных и пришлых. Форма была обязательной для статистического учета на местах.