Новые исследования генетики крымских караимов и крымских татар
Вопрос о происхождении крымских караимов (караев) является предметом пристального изучения антропологов и генетиков. В 2020 году Региональная национально-культурная автономия крымских караимов Республики Крым выиграла грант Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым для реализации проекта «Создание генетической базы данных крымских караимов-тюрков», получив 450 тысяч рублей при обязательном софинансированиии в сумме не менее 10 % собственных денежных средств, которые были собраны силами членов автономии. Исследования были проведены Крымским федеральным университетом им. В. И. Вернадского (на кафедре биохимии Медицинской академии) и Институтом биохимической физики имени Н. М. Эмануэля Российской академии наук (г. Москва), где происходила расшифровка строения молекул ДНК.
В этом материале речь пойдет о караимах, происходящих из Крыма (в дальнейшем – крымские караимы), чьи предки ранее проживали в Крыму, в 13-14 веках попали в Галицко-Волынское княжество и в Великое Княжество Литовское, позже – до революции, проживали на территории России, Австро-Венгрии, ныне – в России, Украине, Литве, Польше и отдельные семьи разбросаны по многим странам мира.
Происхождение крымских караимов в свете последних данных генетики
Крымские караимы (караи) относятся к тюркской группе алтайской семьи народов. Тюркское происхождение караев доказано многочисленными антропологическими исследованиями. «Версии», отрицающие тюркские корни крымских караимов, построенные только на вольной трактовке вопросов истории и религии, часто носят заказной характер и являются специально сфальсифицированными.
Генетическая близость крымских караимов к другим тюркским народам доказана и современными результатами изучения ДНК, выполненными в последние годы в Институте общей генетики им. Н. И. Вавилова Российской академии наук и Медико-генетическом научном центре (г. Москва).
Многотомные труды по истории еврейского народа (А.Гейера, Г.Гретца и др.) включали разделы, посвященные хазарам, поскольку те на определенном этапе своей истории приняли иудаизм, хотя этнически хазары евреями не были. В России историю хазар увязывали с прошлым еврейского народа на том же основании А.Я.Гаркави, Д.А.Хвольсон и др. Хазары заняли видное место и в монографии И.Берлина.
В самой постановке вопроса об органической связи всех исповедовавших иудаизм при разных конкретных аспектах подхода к проблеме истории хазар можно рассмотреть суждение о едином еврейском народе, пронесшем свою религию (иудаизм) через столетия испытаний и борьбы с иноверцами. При этом часто игнорировались те сложные этнические и энокультурные процессы, которые происходили в средние века как с самими евреями, так и с некоторыми другими этническими группами (хазарами, караимами, татами и т.д.), исповедовавшими иудаизм, но этнически не являвшимися евреями. С оформлением сионизма как политического течения такого рода экскурсы в историю стали одним из фундаментов этого первоначально сложного и достаточно противоречивого в своих конкретных проявлениях феномена, поскольку вплоть до образования государства Израиль на территории исторической Палестины и последующих модификаций сионизма, ставшего на путь отрицания права, в том числе и исторического, других народов (прежде всего арабов) на Палестину, сионизм выражал и определенные прогрессивные тенденции, проявившиеся в борьбе с антисемитизмом и нацизмом, за сохранение культурных традиций еврейского народа и т.д. Поэтому в работах по еврейской истории XIX- первой половины XX в. нельзя огульно усматривать проявление сионистской идеологии, но следует рассматривать их конкретно, тем более, что авторы таких работ, как правило, хорошо знали разнообразный материал источников, который они в ряде случаев привлекали впервые или по-новому интерпретировали.
Академик А.П.Новосельцев. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.:Наука, 19990.- С.48.
“Данные караимского языка указывают на то, что караимы последовательно входили в состав таких племенных союзов, как хуннский, булгаро-хазарский, узо-печенежский и только позже — в кипчакско-половецкий племенной союз с господствующим кыпчакским языком, основные черты которого караимы сохранили и в современных диалектах”. (Караимско-русско-польский словарь.— Москва: Русский язык, 1974.— С. 6.).
Академик В. П. Алексеев о происхождении крымских караимов (1972):
“В Крыму, в горах жили люди, нам этнически неизвестные — то ли потомки тавров, древних жителей Крыма, то ли еще кто. Неизвестен и язык, на котором они говорили. Зато известна их культура … Известен и их физический тип — сотни раскопанных могил на окраинах городов позволили археологам собрать сотни скелетов, а антропологам, изучив эти скелеты, узнать: в Крыму жили люди, которые по своим физическим признакам, если их поставить в один ряд с хазарами и караимами, займут крайнее положение. они приобрели некоторые новые черты, по которым современные караимы отличаются от хазар.
Академик В. П. Алексеев о происхождении крымских караимов (караев) (1971):
“Караимы являются представителями собственно средиземноморского типа южной ветви европеоидной расы … Их антропологический тип сложился на основе антропологических особенностей хазарского населения … предки караимов включили в свой состав местные этнические группы, населявшие средневековые крымские города”. (Очерк происхождения тюркских народов Восточной Европы в свете данных краниологии // Тр. ин-та языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова АН СССР.— Казань, 1971.— C. 232–254.).
Доктор биол. наук, проф. Г. Ф. Дебец о происхождении крымских караимов(1953):
“К числу таких народов, которые относятся к тюркской семье по языку и к европейской расе по антропологическому типу (с ничтожной примесью монголоидных типов) относятся, например, кумыки, азербайджанцы, турки, гагаузы. Сюда же относятся и караимы …
Проф. Я. Чекановский о происхождении крымских караимов(1947):
“…в составе этих двух караимских формаций (польских и крымских) хазары вошли в таких больших количествах, что их можно принимать за антропологическую основу … совершенно очевидно, что хазарской составляющей, столь существенной у польских и крымских караимов, нет в составе египетских караимов”. (Czekanowski J. Z zagadnien antropologu Karaimow // Mysl Karaimska.— Wroclaw.— 1947.— S. 15.).