Зачины в народных сказках крымских караимов – караев
Кропотова Н.В
преподаватель кафедры
крымскотатарской и турецкой литературы КИПУ
(Симферополь, АР Крым, Украина)
В статье производится попытка объяснения природы и значения зачинов в народных сказках крымских караимов. Приводится тезис о том, что присказка являет собой остаточную форму прежнего мифологического бытования сказки. Некогда зачины народных сказок крымских караимов имели форму и содержание мифологического повествования, которое восходит к общетюркским истокам, но с течением времени сакральные смыслы были утрачены. Сохранилась лишь ритмичность повествования и соотнесение с давними временами.
Пословицы – самые древние культурные сокровищницы, отражающие в себе знания и накопленный опыт поколений. В турецком языке кроме термина «атасёзлери», также для обозначения пословиц используется «сав», «ирсали месель», «дарбы месель». Пословицы достаточно важны с точки зрения проявления в них образа жизни народа, образа мировоззрения и способа мышления. Не имеющие определенного автора пословицы стали достоянием общества, были им приняты и, таким образом, будучи продуктом многовековой системы логики и мышления дошли до наших дней.
Так как такие человеческие чувства как любовь, ревность, зависть, эгоизм, дружба, вражда считаются универсальными для всех людей, пословицы, отражающие такие чувства, также признаются универсальными. При сравнении пословиц, имеющих в своей основе общие чувства и распространенных у многих народов, обнаружилось, что подобные пословицы в своем большинстве практически одинаковы или очень похожи. В нашем докладе из всех универсальных особенностях пословиц будет более удобно остановиться на национальных особенностях, отражающихся во многих культурных ценностях.
Акад. А.Зайончковский отмечал, что «караимы имеют свои первородные названия месяцев…». Древний календарь караев восходит к периоду язычества и тэнгрианства и называется Улугата Санавы – счет Великого Отца – по имени божества добра. С Улугата связывали все хорошее, светлое. Его антиподом был Карлагата – отец-проклинатель, приносящий бедствия и несчастья.
Ниже приводится древний двенадцатилетний цикл Счета Великого Отца и календарная иерархия более низкого уровня.
У коренных народов Крыма – караев, крымских татар и крымчаков много общего в происхождении, территории проживания, фольклоре, занятиях, быту, обрядах, обычаях, истории, традициях и т.д. Отсюда единая музыкальная культура и обилие общих произведений разного жанра: дестаны, лирические и шуточные песни чины, инструментальные пьесы обряда свадьбы – къайтарма, развлекательные мелодии.
В это понятие входят пословицы и поговорки, афоризмы, загадки… Первые являются наиболее распространенным и значимым фольклорным жанром. В тюркском мире они имеют, подчас, не меньшее значение, чем предписания религии. Пословицы и поговорки отражают историю, происхождение, особенности мировоззрения и культуры, взаимоотношение в общине и семье и т.д. К сожалению, многое безвозвратно утеряно. Наиболее полный на настоящее время сборник фольклора караев (Симферополь, 2005) включает 1200 изречений, охватывающих широкую тематику.
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КРЫМСКИХ КАРАИМОВ
Караимскому языку посвящен ряд трудов известных тюркологов (В.В.Радлова, Я.Гжегоржвского, К.Фойя, А. Дубинского, В.А. Гордлевского, Н.А.Баскакова, Б.Мункачи, Т.Ковальского и А. Зайанчковского). Иначе обстоит дело с изучением караимской литературы в целом, и исследованием фольклорного наследия крымских караимов в частности.
В пословицах и поговорках, песнях, легендах, преданиях и других жанрах народного творчества отражены мировоззрение, национальные особенности, занятия и быт крымских караимов.