3 мая 2021 г. члены ОО «Региональная национально-культурная автономия крымских караимов Республики Крым» приехали на родовое кладбище крымских караимов-тюрок – Балта Тиймэз (топор не коснётся) для проведения небольшой уборки.
Многие проблемы крепости в прошлом были вызваны отсутствием оперативной связи с окружающим миром. С появлением мобильных телефонов многие вопросы решены. А вот в начале 1970-х годов Георгий Назаренко сделал попытку наладить связь с помощью почтовых голубей. Приобрёл хороших «почтарей», обеспечил «жильём» в Кале и приручил к новому месту. К сожалению, воплощению интересного проекта помешали хищные птицы. Голуби погибли уже при первых полётах с почтой.
Строгость и красоту дворикам кенаса Евпатории придают плиты, установленные в память потомкам о важнейших событиях в жизни общин, благотворителях, общественных деятелях и ученых крымских караимах. Белые мраморные плиты поставлены, например, в честь основателя бесплатной сельскохозяйственной школы в Кара-Топе (Прибрежном) для детей всех национальностей Вениамина Тонгура; первого в России официального главы народа Симы Бабовича, известного под именем Хаджи-Баба и пр.
“Город-крепость Джуфт-Кале и расположенное рядом с ним древнее кладбище Балта Тиймез являются выдающимися памятниками истории и культуры и в то же время главными национальными святынями крымских караимов. Здесь находятся и почитаемые до сих пор этим народом Крыма кенаса, могилы и памятники караимов со всей Российской империи, священные деревья. Джуфт-Кале и кладбище — основа духовного возрождения и едва ли не единственный национальный символ крымских караимов”.
Никто не сомневается, что религия караимов строго монотеистична, и поэтому трудно себе представить теперь, чтобы народ этот был древопочитателем. Известно, что ни одна из религий не появилась вдруг сама по себе, а каждая новая религия была создана на основе предшествовавших, более древних религиях… И у каждой из религий частично сохраняются традиции и каноны, оставшиеся с древнейших времен от предшествовавших им религий и слившиеся в обряды новой религии. О чем говорит уважение караимов к священным дубам Иософатовой долины – кладбища караимов при пещерной крепости Кырк-Йер (Ч.-Кале) близ Бахчисарая? Это ведь тоже остатки древних религиозных традиций, сохранившихся в монотеистической религии караимов. Известно, что караимы – жители Кырк-Йера очень чтили дубовую рощу…»
В конце XIX в. кроме отдельных лиц и групп крепость все чаще стали посещать организованные экскурсии гимназий, училищ, университетов, обществ… Немалую роль в этом сыграл Крымский горный клуб. По древней восточнойтрадиции все посетители принимались как гости, которым рады. В крепости на 1874 г. проживало 5 карайских семей (около 45 человек). В качестве гидов выступали смотритель, священники- газзаны, учителя. Гостей радушно принимали и угощали, часто продуктами из скромного достатка смотрителя и его семьи. Они вели в крепости натуральное хозяйство, держали скот, огород, сад.
«Вошел я в старинный Кенаса - храм наших почтенных и славных прародителей, скромный, убогий, без всякого украшения и заплакал, здесь на коленях молились отцы отцов наших, и я пламеннойдушой целовал место, где преклонялись колени предков наших, и, помолившись, от души благодарил Бога, что я удостоился быть в Калэ и поклониться в этом храме, и я чувствовал, что-то внутренне говорило мне: не останется сей святой храм, завещанный вам вашими прародителями.»