Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Сымыт Кушуль

 

 

 

 

 

 

Сымыт Кушуль

(14.04.1906-11.12.1996)

 

 

alt
 


         Это имя хорошо известно всем крымским караимам. Эта хрупкая, но сильная духом женщина была и остается крупнейшим авторитетом для нашего народа. Ее деятельность была продолжением работы И.Казаса, С.Пампулова, С.Шапшала, Б.Кокеная.

 

Именно С.Кушуль четко определила главные направления деятельности по сохранению и изучению культуры крымских караимов на ближайшее время.


Прекрасный организатор и деятельный человек, она сгруппировала вокруг себя единомышленников, которые собирали ей сведения по караимской тематике со всех концов Советского Союза и из-за рубежа. Историк и этнограф, С.Кушуль была в курсе всех публикаций и научных исследований, включая дерматоглифику и антропологию. Она последовательно боролась против постоянных фальсификаций со стороны «ученых», против разграбления кладбища «Балта Тиймэз», против очернения караимских деятелей и истории. Много сил, времени, средств, а, главное, нервов требовала такая работа. Переписка Сымыт Исааковны показывает, как часто ее доводы и вопросы оставляли без ответа, как задерживали рукописи под благовидными предлогами на несколько лет (в т.ч. и в симферопольском университете) с обещанием опубликовать, а потом, после настойчивых требований, возвращали с отписками, или откровенно безграмотными рецензиями. Из писем видна борьба (настоящая выматывающая) за честное имя народа во всех инстанциях СССР, вплоть до высших. Сильный характер и твердая воля не давали этой потрясающей женщине сдаться. Не смотря ни на что, она шла вперед, обретая друзей и соратников и продо лжая свое благородное дело. Одним из таких людей был Борис Яковлевич Кокенай (28.12.1892 - 24.07.1967). Взаимопонимание между двумя родственными душами было полным. Йолджы Таш Б.Кокенаю на родовом кладбище Балта Тиймэз – заслуга Сымыт Исааковны. Установленный Вильнюсским университетом в благодарность за плодотворное сотрудничество, памятник был убран по настоянию властей. Но в наше время вновь восстановлен.


Оценив ситуацию и особенности национальной политики СССР, Сымыт Исааковна стала настойчиво и упорно собирать предметы быта и искусства караев от банных тазиков и старых кофейников до подвязок для чулок, во избежание утраты материальной культуры народа. По рассказу К.Батозского, все, что можно было найти в домах караев Евпатории, не выбрасывалось, не пылилось по чердакам, не сдавалось в металлолом, как немодное, неудобное или старое, а бережно сохранялось в ее небольшом доме.

alt
В апреле-августе 1996 года, незадолго до смерти, Сымыт Исааковна передала свои материалы Евпаторийскому национально-культурному обществу. Энтузиасты К.Батозский, В.Тирияки, С.Синани, Д.Эль устроили первую выставку ее коллекции, собранной за 50 лет, 10 августа 1996 г. в здании при
комплексе кенаса. Это было большое радостное событие. Сымыт Исаковна разрезала красную ленточку. Минуло 10 лет. Музей имени С.Кушуль существует, принимает гостей, собирает экспонаты, и возможно,  кысмэт болса, перерастет    в научный центр. Замечательно, что первая экспозиция предстала перед зрителем, а музей получил имя еще при жизни этой выдающейся женщины. Чаще бывает наоборот.


Бухгалтер по профессии, Сымыт Исааковна имела четкий и ясный ум, прекрасный характер, была деятельной натурой. Многие помнят ее бескорыстность, гостеприимство и оптимизм. В дни, когда деятельность по исследованию караев, мягко скажем, не приветствовали, она смогла заинтересовать и «заразить» этим окружающих. Многое, что ныне сделано, и планируется совершить – ее наставления, в т.ч. создание Ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар» и формирование научного совета, активным членом которого она оставалась до последних дней.


Дом Сымыт Исааковны был своеобразным научным центром, национальным клубом, библиотекой и музеем крымских караимов. Многие ученые приходили сюда за консультацией, проводили отпуска за изучением материалов, обменивались мнениями. Память об этом жива. Уже в 2004 году, например, в книге «Синтаксис караимского языка», К.Мусаев благодарит С.Кушуль за помощь.


В своей работе С.Кушуль активно сотрудничала с С.Кальф-Калифом (Харьков), Ю.Полкановым (Симферополь) и другими единомышленниками. Первым рецензентом, главным помощником и часто соавтором ее трудов был приемный сын – А.Кискачи.


В последние годы жизни С.Кушуль много болела, но до последних дней не оставляла главного труда своей жизни – служения народу. Показателен мемориальный «уголок» Сымыт Исааковны в музее – стол, пишущая машинка, настольная лампа и чайная чашка с блюдцем. Ее вспоминают всегда в работе.


Многие труды С.Кушуль и Я.Кокеная еще не опубликованы. Но их время придет.alt

Нет пока и Йолджы Таша этой выдающейся женщине на Балта Тиймэз…

В заключение приведу выдержки из ее писем:


«Наука в вопросе о караимах … фальсифицируется до наглости, а пресечь это явление некому. Сознание этого страшно угнетает и тяжелым камнем ложится на душу. Где искать выхода? Кто поможет?» (18.03.1986).


«Нам крайне необходимо бороться с искажением сведений по происхождению и истории караимов до их публикации, так как последующие возражения не имеют и одного процента ценности пресечения публикации». (15.09.1990)


«…они [фальсификаторы] не замедлят «сожрать» нас – караимов – «живьем»... Поэтому я так прошу и призываю Вас принять все возможные теперь меры, чтобы не дать им (…) в вопросе фальсификации нашей истории и происхождения идти по зеленой дороге; пусть, мерзавцы, хоть спотыкаются о наши обоснованные возражения». (15.09.1990).


 «Меня морально угнетает обстоятельство, что вот прошло уже 129 лет после его [Фирковича] смерти, когда он сам не в состоянии обелить свое имя, а мы, его соплеменники, - караимы, которым он отдал столько лет титанического труда, до сих пор не реабилитировали его имени, что также ложится пятном и на всех караимов. Сознание, что, если этого не сделаем мы, ныне живущие, то это уже никогда, никто не сделает, меня волнует». (12.12.1995)


Упомяну и некоторые ее работы:

- К столетию со дня рождения и 25-ти со дня смерти Бориса Яковлевича Кокеная.

- Археолог А.С.Фиркович – домыслы и факты. Брега Тавриды.

- Ответ С.И.Кушуль на рецензию по работе Б.Я.Кокеная «Крымские караимы», 1978 г., Евпатория, рукопись.

- Этнографичаская справка «Крымские караимы» 1990, ксерокопировано, тираж 150 экз.

- Крымские караимы и их связь с Чуфт Кале» (1980-1982, рукопись)

- С любовью к Евпатории («Евпатория – родной город караимов»). Газ. Евпаторийская здравница от 26,27, 31.07.91 и др. 

 

«Я хотела бы обратиться к мировой науке с великой просьбой: защитить нас, крымских караимов от… посягательств и дать нам, как народу, возможность, уходя с арены жизни, остаться в истории тем, что мы представляем в действительности: народ тюркского происхождения, со своим родным, а не заимствованным караимским языком».

 
А.Полканова


  • Мозаика культуры крымских караимов
  • Крымские караимы. = Крымкарайлар. – 1996
  • Хранитель народной мудрости
  • Фольклор крымских караимов
  • 20 лет на пути возрождения
  • Ефет Чифаньевич Майтоп
  • Презентация Каталога в Бахчисарайском заповеднике
  • К 30-летию работы по сохранению и возрождению культуры крымских караимов
  • А.Кискачи
  • Крымские караимы – коренной народ Украины (Ормели В.Ю.)

  •  

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru