Военное дело – традиционное занятие крымских караимов-тюрков, наряду с садоводством, скотоводством и ремёслами. Корни традиции восходят ко времени образования этноса в условиях и на территории предгорного Крыма – исторической родины крымских караимов.
Основы высокого военного профессионализма, характерная особенность этносов, ведущих кочевой образ жизни, закладывались предками крымских караимов, родоплеменные образования которых входили в состав гуннского и хазарского племенных союзов.
Военное сословие составляло существенную часть крымских караимов, а профессия воина всегда была почётной. При небольшой численности народа отечество прославили многие герои-крымские караимы. Среди них достойное место занимает Тапсашар Марк Федотович.
Тапсашар Марк Федотович
(1872-1904)
Герой обороны Порт-Артура, командир 7-ой роты Квантунского флотского экипажа. В военной истории его героический подвиг в ходе Русско-японской войны известен как контратака Тапсашара. Подвиг в разное время описывали Е. Ножин в книгах «Правда о Порт-Артуре» (СПб., 1906-1907) и «Конец осады Порт-Артура» (СПб., 1907), а также герой войны Я. Кефели, друг и соплеменник М. Тапсашара.
К октябрю 1904 года Тапсашар – кавалер многих боевых наград. В последнем бою в ночь на 16 октября 1904 г. полегла вся рота. Возле убитого командира лежало полтора десятка японцев, уничтоженных им лично. Рота героя из 160 человек, выбив два батальона японцев потеряла за сутки убитыми и ранеными весь состав.
Его имя было известно, как среди гарнизона крепости, так и среди японцев. Японцы вернули тело русского офицера, крымского караима по национальности, и сообщили, что о его храбром подвиге уведомлён Император Японии, по приказу которого была изготовлена копия сабли героя, а подлинник, как дорогая реликвия, передан впоследствии русскому командованию.
Тело героя было предано земле на Ляотешанском кладбище.
Когда весть о Тапсашаре распространилась среди родного народа, почитатели его памяти, по древнему обычаю крымских караимов на родовом кладбище Балта Тиймэз (Топор не коснется), возле Бахчисарая, установили ему безмогильный памятник йолджы таш (камень путнику). В отличие от обычных у караимов памятников в виде конского седла (эгэр), йолджы таш ставили тем людям, тела которых не вернулись на родину.
После революционных потрясений 1917 памятник был разрушен, разбито слово «царя» из фразы «Тапсашар пал в бою при обороне Порт-Артура «за царя и Родину».
Надпись на памятнике гласит: «Сооружён в назидание потомству в честь доблестного сына караимского народа Командира 7-ой роты Квантунского Флотского экипажа поручика Тапсашара геройски погибшего за царя и отечество в бою 16 октября 1904 г. под Порт-Артуром впереди укрепления его».
По материалам:
Караимская народная энциклопедия. Т.5. Культура крымских караимов (тюрков). Санкт-Петербург: «Gallina scriptsit», 2006. – С. 394-395.
Кропотов В.С. Военные традиции крымских караимов. – Симферополь: ДОЛЯ, 2004. – 148 с.
Историко-культурное наследие крымских караимов/ред.-сост. Полканова А.Ю. – Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2016. – 320 с.