Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

КРЫМСКИЕ ЖУРНАЛЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ «ПЕРВЬІЙ ЛУЧ» И «ЛУЧ»

 

 

 

 

 

 

КРЫМСКИЕ ЖУРНАЛЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ «ПЕРВЬІЙ ЛУЧ» И «ЛУЧ»

 

Крымская этническая пресса начала XX в. малоизученная область истории украинской журналистики. Исключение составляет лишь работа О.С. Хоменка [19], содержащая библиографический указатель крымской периодики с 1838 по 1916 г. и сокращенный очерк развития крымской печати указанного периода в целом, а также ряд исследований издательской деятельности И. Гаспринского - В. Ганкевича, С. Червонной, И. Керимова и др. [6]. Детальное рассмотрение других национальных периодических органов, не связанных с деятельностью великого крымскотатарского просветителя, сохраняет свою научную новизну и актуальность. Поэтому целью нашей статьи стало научное описание журналов крымской учащейся молодежи "Первый луч" (1906) и "Луч" (1906), упоминание о которых в советские годы практически было изъято не только из истории журналистики, но и из истории Крыма в целом (например, указанные журналы были извлечены из посвященной революции 1905 г. экспозиции Крымского краеведческого музея). Задачи работы: исследовать предпосылки возникновения и историю развития журналов учащейся молодежи "Первый луч" и "Луч" и их общественно-политическое значение.


Слава научного первооткрывателя журналов "Первый луч" и "Луч" принадлежит проф. Ю.А. Полканову, сыну одного из организаторов печатных органов учащейся молодежи А.И. Полканова. В статье Ю.А. Полканова «Забытый журнал» [18] подробно рассказывается история создания журналов «Первый луч» и «Луч» и предшествующих им печатных органов, дается перечень известных псевдонимов и криптонимов авторов статей и ставится задача дальнейшего изучения указанных изданий.


Непопулярность журналов "Первый луч" и "Луч" у советских ученых исследователь объясняет тем, что в Крыму до 1917 г. не было деления социал-демократов на большевиков и меньшевиков, как это произошло на остальной территории России, поэтому "не прослеживалась руководящая роль большевистской партии в организации молодежи и создании журнала. Более того, эта роль принадлежала семинаристам и гимназистам в возрасте от 16 до 22 лет" [18, с. 106].


Однако нам кажется, что главными причинами неприятия партийной наукой журналов "Первый луч" и "Луч" были именно их принципиальные, декларируемые партийная независимость и интернационализм - вне всех партий и наций ради свободной науки в свободной школе.


В историю крымской печати 1906 г. вошел как период расцвета этнических изданий, которые стали свидетельством чрезвычайного общественного подъема, связанного с первой русской революцией: именно в этом году в Симферополе выходит еврейская газета на русском языке «Молот» (издатель - В. Спиро), в Ялте - журнал еврейской учащейся молодежи "Молодая Иудея", в котором сотрудничал С. Маршак, в Бахчисарае И. Гаспринський начинает выпуск газеты на крымскотатарском языке «Миллет» («Народ»), в Карасубазаре (Белогорске) Р. Медиев издает крымскотатарскую газету «Ватан Хадими» («Работник Родины»). Но не менее интересно, чем расцвет этнической прессы, появление в 1906 г. молодежных интернациональных изданий  - журналов учащейся молодежи «Первый луч» и «Луч».


Еще в 1903 г. в Симферополе была создана единая организация учащейся молодежи с сокращенным названием "О.У." В состав "О.У." вошли представители всех симферопольских учебных учреждений, на общих заседаниях присутствовали и делегаты из других городов Крыма. В Уставе Симферопольской Организации учащихся были указаны две ее целые: борьба за новую школу и самообразование, программа которого включала прежде всего общественные науки, а также рабочий и национальный вопросы [8, с.4].


Учащиеся требовали организации однотипной и бесплатной школы, общего права на образование, которое в то время было привилегией, бесплатных учебных пособий и пищи, гигиеничной и эстетичной обстановки, отделения школы от религии, преобразования общественных и природоведческих наук, введения физического воспитания в школьную программу, совместного обучения учащихся разных полов [16, с.14].


В деятельности "О.У." активное участие принимали и будущие организаторы "Первого луча" - выпускник гимназии Захарий Осипович Синани (псевдонимы Ив. Захарьев, 3. Иванов) и выпускник семинарии Александр Иванович Полканов (А.П., Махилов). О союзе учащихся  - "С.У."- журнал "Луч" писал: "Причиной возникновения "С.У." являются невозможные условия нашей школьной жизни и общее стремление учащихся выйти из своего ненормального положения", "раз Союз возник вследствие стремления учащихся изменить условия своей школьной жизни, то и основной целью Союза явилось именно это изменение единственной целью, могущей, действительно, сплотить учащихся, является: Свободная школа для свободной науки! членами Союза должны быть ученики казенных учебных заведений Союз принимает форму и характер профессионального союза sui generis (особого рода). Точно так же, как и профессиональные союзы рабочих, служащих, инженеров и т.п. - наш Союз должен быть вполне беспартийной; она не знает ни социал-демократов, ни социалистов-революционеров, ни других партий, - он знает только учащихся!» [10, с.3].


Тем не менее, отделяясь от политических партий, члены Союза не отмежевывались от политики, заявляя: "Независимо от нашей воли, мы живем в революционном периоде и должны принимать то или другое участие в общеосвободительном движении Придет, может быть, время, когда мы оставим политику и займемся "чистой" наукой, но пока что этого нельзя делать и по мотивам нравственным, и фактически. Помимо воли, силой исторического хода вещей, вовлечены мы в освободительное движение, свою волю и сознание должны внести в самый процесс его. Этой именно цели, цели самоопределения нашего в данный политический момент, оценки отдельных его этапов и общего направления и будет по мере сил служить наш журнал" [13, с.7].


По свидетельству Ю.А Полканова, члены "О.У." сначала издавали в семинарии рукописный журнал "Заря", потом на гектографе - "Пробуждение", а в 1905г. - "Отклики".


Третьего мая 1906 г. потомственный дворянин Всеволод Николаевич Жадовский обратился к Таврическому губернатору с просьбой [3] о выдаче свидетельства на право издания и редактирования им журнала "Первый луч", который должен был печататься в типографии Спиро и выходить 2 раза в месяц. Стоимость годовой подписки на издание должна была составлять 2 рубля. Программа журнала была следующей:


1.  Статьи по вопросам внутренней и внешней политики.

2.           Научно-популярные статьи по политическим и общественным вопросам.

3.           Беллетристика.

4.           Обзор печати.

5.           Хроника общая и местная.

6.           Библиография.


Искомое свидетельство за № 2441 В.Н. Жадовским было получено 4 мая 1906 года [4], но на первом номере журнала стоит более ранняя дата - 1 мая. Почему - нетрудно догадаться: эта дата должна была подчеркивать революционно-освободительное направление журнала, и как следствие - уже первый номер "Первого луча" был изъят полицией.210 мм. В августе 1906 г. журнал был закрыт, а его редактор арестован. Члены "О.У." шутили: Всего вышло пять номеров журнала объемом 32 страницы и форматом 150 х

Между мрачных черных туч

Показался «Первый луч»,

Осветил немного тьму,

И редактора - в тюрьму [18, с. 106].


Значительное место в журнале занимали материалы, посвященные национальному вопросу. В №№ 1-3 "Первый луч" опубликовал в переводе с украинского статью Б. Гринченко "Национальная и интернациональная идея", автор которой выразил сильное скептическое отношение к интернационализму авторов "Коммунистического манифеста", и в частности К. Маркса. Несколько публикаций №3 было посвящено гибели ученика-еврея Шаи Канцлера, доведенного преподавателями до самоубийства. Во втором номере, в статье "Политика и учащиеся” З.О. Синани писал: "Учащиеся не могут не заниматься политикой. Существующие отношения вещей заставляют их заниматься ею" [14, с. 22.] - и доказал свою мысль примерами возмутительного нарушения прав "малых" народов: инспектор реального училища Архипов приказал сторожу выгнать из училища раненного еврея, который спасался от погромщиков, отец Сердобольський на уроках Закона Божьего в женской- гимназии читал антисемитские произведения. "Как же смотрят на это ученики?" - спрашивает автор - и отвечает: "Они говорят, что г. Архипов не должен занимать место воспитателя. Но он остается на месте, так как правительство, чиновником которого является г. Архипов, само действует так же. Следовательно, чтобы удалить г. Архипова, нужно удалить наше правительство. говорят, что г. Сердобольському лучше записаться в черную сотню" [14, с.21-22].


Преемником журнала "Первый луч" стал "Луч", с просьбой об открытии которого к Таврическому губернатору 27 июля 1906 г. обратился студент Киевского университета св. 7 августа желаемое свидетельство на издание журнала за № 4486 было получено его издателем и редактором [5], и именно в этот день первый номер "Луча" увидел мир. Но и он повторил судьбу "Первого луча" - вышло только 5 номеров, и редактор снова попал в тюрьму. Сначала журнал практически полностью сохранил программу своего предшественника [1], но начиная с четвертого номера в нем появился отдел объявлений [2]. В целом, из 10 номеров "Первого луча" и "Луча" 5 было конфисковано полицией. В четвертом номере "Луча" дается такой комментарий очередной конфискации номера журнала, проведенной в Одессе по распоряжению генерал-губернатора: "Господа же воспитатели наши и по сей день трепещут и недоумевают, как это такой крамольный журнал мог заинтересовать их учеников, воспитываемых столько времени в "истинно-русском духе"" [11, с. 28]. Владимира Чефанья Яковлевич Шишман.


"Луч" должен был выходить 2 раза в месяц (фактически интервалы между его выпусками превышали 2 недели). Подписная цена в год составляла 2 рубля для Симферополя и 2 рубля 40 копеек для других городов Крыма, в месяц - 20 копеек, отдельный номер стоил 15 копеек. Со своими подписчиками и корреспондентами редакция держала связь через книжный магазин Синани. Объем журнала, в основном, составлял 32 страницы (№№ 2, 4, 5) (первый номер состоял из 48 страниц, третий – из 24). Первый и второй номера "Луча" печатались в типографии Спиро, а начиная с третьего - в типографии Ф.Ф. Шнейдера.


В первом же номере журнала «Луч» автор статьи "Подарок господина Иловайского к началу учебного года" Степан Шас выражает неприятие великодержавного шовинизма и национализма учебника по отечественной истории господина Иловайского и даже называет его понимание истории "хулиганским", так как тот поясняет кризисы исторического процесса исключительно ролью "агитаторов", "инородного" элемента, "еврейской печати", а также "русских интеллигентов нерусского направления" [8, с.41, 43].


В соответствии с уставом О.У., основное внимание в журнале уделялось проблеме образования, и не в последнюю очередь - образованию представителей национальных меньшинств. В статье "К положению средней школы на окраинах России" (№№2 и 3 "Луча") С. Золотарев считает поучительной подробностью пережитого революционного движения то обстоятельство, что наиболее яркие вспышки его имели место на иноплеменных окраинах России. Объяснение происходящему автор находит в том, что на окраинах «сословные грани очень часто совпадают с национальными», а бюрократия, считая национальную вражду меньшим злом, чем борьба политическая, «искусно раздувает пожар, спекулируя в то же время на «сепаратизме» и «дележе России» при оправдывании перед великорусским населением своих карательных и покорительных мероприятий» [9, с.25]. Борьба же с сепаратизмом, как отмечает С. Золотарев, велась всегда более интенсивно на культурных западных окраинах, в то время как на восточных, менее культурных, властвовал ничем не прикрытый произвол, а то и другое естественно отражалось с особой силой на школе, на которой всегда очень охотно упражняла свои силы администрация: «И в результате «ученическое движение» с крайней напряженностью прокатилось по прибалтийской окраине, царству Польскому, югу России и Кавказу» » [9, с.26].


Главную проблему окраинной средней школы ученик видит в том, что в ней учебная администрация «сосредотачивает свои силы в одном насаждении «русского духа», который, само собой понятно, есть просто канцелярский дух»: «Не педагогично, да политично» - это крылатое слово одного окраинного просветителя служит собственно повсюду руководящим началом. Где, как только не на окраине, можно найти педагогов, уверяющих, что армяне, финдляндцы, поляки, хохлы и в особенности «жиды» ненавидят Россию и ощущают к ней черную неблагодарность, что Государственная Дума нужна только «жидам и полякам» и т.д.» [9, с.27-28].


Решение данной проблемы С. Золотарев видит в прекращении существующего на окраинах преследования «тайного» обучения детей без соответствующего разрешения, которое «иногда затруднительно и даже невозможно получить, если предполагается вести преподавание на родном языке и вообще по самостоятельно составленной программе» [10, с.11]. «Всякого рода процентные ограничения в зависимости от национальности, вероисповедания, возраста, - делает вывод автор, - должны быть упразднены» [10, с.11].


В разделе «Библиография» четвертого номера журнала «Луч» внимание редакции привлекает ежемесячный журнал еврейской учащейся молодежи «Молодая Иудея» (Ялта), освещавший жизнь существующих в еврействе политических партий: «Мы приветствуем деятельность журнала, - говорится в рецензии, - как и всякую попытку к научному освещению действительности, а также и следствий, из нее вытекающих, и в этом отношении «Молодая Иудей» может считаться нашим товарищем» [11, с. 31]


Высокий интернационализм журналов крымской учащейся молодежи не был декларативным: один из основателей журналов, А.И. Полканов, в круг друзей которого всегда входили представители многих национальностей Крыма - крымские татары, евреи, немцы, греки, караимы, армяне, украинцы, болгары, - в годы немецкой оккупации полуострова совершил настоящий подвиг: его исследования об истории небольшого тюркского народа караимов (караев) спасло последний от уничтожения, которое было совершенное фашистами в отношении крымских евреев и крымчаков. А.И. Полканов в своей фундаментальной научной работе [7] привел ряд антропологических, филологических, этнографических, исторических фактов, доказывающих тюркское происхождение караимов, и таким образом опроверг полученный фашистами донос о якобы семитском происхождении караимов.


Таким образом, появление в 1906 г. крымских ученических журналов "Первый луч" и "Луч" стало знаком общественно-политических изменений на окраинах Российской империи.Ведущие идеи журнала - интернационализм, свободная наука в свободной школе - отвечали требованиям революционного времени и потому стали причиной закрытия журналов в период усиления реакции. Однако, несмотря на небольшой срок своего существования, журналы крымского союза учащихся внесли значительный вклад в развитие межэтнических отношений и интернационального сознания молодежи полуострова.


Яблоновcкая Н.В., доктор филол. наук

 

Литература и источники

1.    Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК). – Ф. 26. – Оп. 3. – Д. 547. – Л. 1.

2.    Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК). – Ф. 26. – Оп. 3. – Д. 547. – Л. 3.

3.    Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК). – Ф. 26. – Оп. 3. – Д. 540. – Л. 1.

4.    Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК). – Ф. 26. – Оп. 3. – Д. 540. – Л. 3.

5.    Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК). – Ф. 26. – Оп. 3. – Д. 547. – Л. 6.

6.                             См.: Ганкевич В.Ю. На службе правде и просвещению: краткий биографический очерк Исмаила Гаспринского (1851 – 1914). – Симферополь, Доля, 200. – 327 с.; Климович Л. На службе просвещения: О первой тюркоязычной газете «Терджиман» и ее издателе И. Гаспринском // Гаспринский И. Из наследия. – Симферополь, 1991. – С. 4-21; Червонная С.М. Идея национального согласия в сочинениях Исмаила Гаспринского // Отечественная история. – 1992. -  № 2.- С. 24 – 42; Червонная С.М. Исмаил Гаспринский – выдающийся крымскотатарский просветитель и гуманист. – Этнографическое обозрение. 1992. -  № 1. - С. 158 – 165; Керимов И.А. «Живая история Гаспринского: По материалам газеты «Терджиман» 1883-1914. – Симферополь: Тарпан, 1999.

7.    Полканов А.И. Крымские караимы (караи – малочисленный тюркский народ Крыма). – Париж, 1995.

8.    Луч: Орган учащихся. – Симферополь, 1906. - № 1. – 7 августа. – 48 с.<!--[endif]-->

9.    Луч: Орган учащихся. – Симферополь, 1906. - № 2. – 1 сентября. – 32 с.<!--[endif]-->

10.                       Луч: Орган учащихся. – Симферополь, 1906. - № 3. – 5 октября. – 24 с.

11.                       Луч: Орган учащихся. – Симферополь, 1906. - № 4.– 25 октября. – 32 с.

12.                       Луч: Орган учащихся. – Симферополь, 1906. - № 5. – 25 ноября. – 32 с.

13.                       Первый луч. – Год 1. Орган учащихся. – 1906. - № 1. – 1 мая. – 32 с.

14.                       Первый луч. – Год 1. Орган учащихся. – 1906. - № 2. – 15 мая. – 32 с.

15.                       Первый луч. – Год 1. Орган учащихся. – 1906. - № 3. – 1 июня. – 32 с.

16.                       Первый луч. – Год 1. Орган учащихся. – 1906. - № 4. – 15 июня. – 32 с.

17.                       Первый луч. – Год 1. Орган учащихся. – 1906. - № 5. – 1 июля. – 32 с.

18.                       Полканов Ю.А. Забытый журнал // Таврика. – Симферополь, 1998. – С. 105-107.

19.                       Хоменок О.С. Дореволюционная периодическая печать Таврической губернии (1838-1916): очерк истории и библиографический указатель. – Одесса: АО Бахва, 2003. – 180 с.


  • ЗАХАРИЙ ОСИПОВИЧ СИНАНИ
  • Журнал «Известия Караимского Духовного Правления»
  • Журнал «Myśl karaimska» (1924 – 1947): диалог с караимскими периодичес ...
  • Н.В.Яблоновська. Кримська журналістика: етнічні аспекти
  • Литература
  • Трудовой молодежный лагерь на Джуфт-Кале
  • Газета «Къырымкъарайлар»: живое слово крымских караимов
  • Первый в 2011 г. номер газеты Къырымкъарайлар
  • Празднование Международного дня коренных народов в Судаке 6-9 августа 2010 ...
  • Илья Ильич Казас

  •  

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Декабрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru