Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Михил Семёнович Сарач

 

 

 

 

 

 

Михил Семёнович Сарач

               Михил Семёнович Сарач был автором многочисленных трудов, посвященных караимам тюркам. Его жизненный путь можно считать примером, для живущих сегодня караев! Бесспорно, деятельность М.С. Сарача, явилась мощным импульсом, для возрождения общин крымских караимов на территории бывшего Советского Союза.

 

Михаил Семёнович Сарач, родился 19 апреля 1909 года в России, в Москве, в богатой семье, принадлежащей к древнему караимскому роду.

В 1914 году, по понятным политическим причинам, семья покинула Москву. Отец М.С.Сарача, Семён Маркович, принимал активное участие в Белом движение, и вся семья вместе с Добровольческой армией, эвакуировалась, сначала в Турцию, затем в Болгарию, а потом во Францию.

Отец, С.М.Сарача, имел значительное по тем временам состояние (более 1 млн. руб): семья владела обширными землями в Таврической губернии, солеварнями, золотыми приисками, фабриками, жилыми домами, имела долю в различных акционерных обществах.

Михаил Семёнович окончил юнкерское училище в Югославии и в 1936 году, однако война  и всеобщая воинская повинность не дали ему возможность завершить защиту докторской диссертации.

Начало Второй мировой войны, он встречал унтер-офицером, а затем поручиком французской армии. В ходе боевых действий попал в окружение и в плен к немцам. Как хорошо знающий немецкий язык, Михаил Семёнович был назначен старшим среди пленных солдат и офицеров. Пользуясь своим положением, он отстаивал интересы пленных французов, по возможности облегчая их участь.

В последствии, Михаил Семёнович бежал из плена, участвовал в движении Сопротивления, был связным партизанского отряда, сформированного из бежавших из плена русских солдат, которыми командовал тюрок-караим, подполковник Чубар.

Затем Михаил Семёнович, состоял в группе священника Леуса, в городе Лионе, которая способствовала побегам русским пленных в "маки", дважды попадал в руки немцев и пронемецкой "вишистской" полиции, но чудом оставался жив.

Во время оккупации Франции немцами, М.С.Сарач оказал неоценимую помощь караимскому народу, поэтому его наряду С.М.Шапшалом и С.Э.Дуваном можно считать спасителем караев. Представители профашистского правительства "Виши", обратились к М.С.Сарачу, с просьбой разъяснить, кто такие Караимы-Тюрки.  Ответ М.С.Сарача полностью удовлетворил правительство "Виши", в связи с чем, по решению Германского правительства караимы будучи тюрками, не подвергались каким-либо притеснениям.

После войны, М.С. Сарач работал юристом, интересуясь вопросами религии, этики, морали и этнического происхождения караимов. Михаил Семёнович вступил в этнографическую ассоциацию имени Тимура-Тамерлана, обучался в ордене католических монахов-иезуитов, два года совершенствовался на факультете истории философии и религии, написал несколько работ на религиозные темы.

М.С. Сарач, как учёный, внёс существенный вклад в дело изучения истории Караимов-Тюрков. Им установлена связь происхождения Караимов-Тюрков(Караев) с народами Алтая, Киргизии, Азейрбаджана, а так же и другими тюркскими народами. За его работы по Караимике и дохазарской истории происхождения караев, ему присвоено почётное звание Академика Российской Академии Наук. В Крыму, ему присудили премию имени Ильи Ильича Казаса, за работы по истории Караимской религии.

Михаил Семёнович, определил отличительные особенности Караимской религии от других религий: Христианства, иудаизма, Ислама. Им подготовлен  2 том "Караимской народной энциклопедии", посвящённый караимской религии. Им же подготовлена фундаментальная работа религиозно-философского содержания "История и суть религиозных верований", на которую получено много положительных отзывов. Михаил Семёнович писал ответы рецензентам и хотел ответить каждому, кто прислал отзыв о его книге. М.С. Сарач, был глубоко верующим человеком, постоянно интересовался "вечными" вопросами души и смерти, возникновением религиозных верований и религий.

Став деловым человеком, М.С.Сарач до тонкости изучил галстучное производство, Он прекрасно знал конъюнктуру рынка, менеджмент, маркетинг, отлично подбирал цвета тканей, модели и фасоны галстуков; учитывал особенности технологии изготовления. Производство по выпуску галстуков и аксессуаров стало процветающим. Недаром М.С.Сарача называли "Король галстуков" или "Галстучный король". Михаил Семёнович обладал обширной информацией и глубокими знаниями в области экономики, что позволяло ему успешно играть на бирже. Отношения М.С.Сарача с сотрудниками фирмы и знакомыми отличались исключительной доброжелательностью и гостеприимством. Он всегда радушно принимал своих гостей.

Особую роль в жизни Михаила Семёновича играла благотворительность. Его деятельность в этой сфере не имеет аналогов. До революции почти все состоятельные караи, занимались благотворительностью, но многогранность деятельности в прошлом, не идёт ни в какое сравнение с деятельностью Михаила Семёновича, продолжившего традиции известных караимов.

Приобретение литературы, издание литературы о караимах, издание газеты "Караимские вести", подготовка к печати и издание нескольких томов "Караимской народной энциклопедии", материальная помощь нуждающимся, восстановление родового гнезда крымских караимов - Джуфт Кале, спонсорская помощь в проведении праздников "Дни Караимской культуры", дотации на поездки караев в Крым и Литву, спонсирование детских караимских праздников, восстановление евпаторийской кенаса и многое другое, с помощью М.С.Сарача было сделано и воплощено в жизнь.

Михаил Семёнович, гордился тем, что среди караимов-тюрок, были такие люди как спаситель Караимского народа Гахан С.М.Шапшал, герой русско-японской войны Тапсашар, контр-адмирал Кефели, Капитан Ефетов, рядовой Паша, подбивший за один бой 4 вражеских танка, врач Б.И.Казас, просветитель И.И.Казас, балерина Анна Павлова(Шамаш), градоночальник С.Дуван, художница Женя Минаш, предприниматели Пигит и Катык, владелец табачной фабрики В. Лавринович, первые женщины инженеры России Евгения и Елена Машкевич, Евгения Кобецкая, Великий разведчик Иосиф Григулевич, искоромётный дуэт клоунов Бим и Бом и многие другие.

М.С.Сарач, много думал о молодёжи. Специально для молодёжи, им написана брошюра "О Хазарском религиозном влиянии на Караимов-Тюрков и другие Тюркские народы". Когда Михаил Семенович  узнал о слёте караимской молодёжи в Литве, сразу выделил материальную помощь.

Михаил Семёнович обладал характером истинного карая: всегда интересовался исследовании в области истории родного народа, любил и ценил караимскую кухню, был далёк от всякой меркантильности, был глубоко порядочным и честным, добрым и отзывчивым человеком, всегда держал данное слово, бережно относился к культурному наследию своего народа.

 

Всю свою энергию и знания, М.С.Сарач направил на возрождение самосознания крымских караимов как единого народа, связанного этнически и исторически с древними тюркскими народами Сибири и Алтая. С этой целью, Михаилом Семёновичем, был создан фонд М.С.Сарача, возобновлено издание газеты "Караимские вести", изданы книги Караимских авторов и инициировано создание региональных общественных организаций с этнокультурными и благотворительными целями.

Однако, как говорилось ранее, одним из главных дел своей жизни в последнее 10-летие, М.С.Сарач считал издание "Караимской народной энциклопедии"- многотомного труда, вобравшего в себя всё известное о происхождении, истории, религии, быте и культуре народа Крымских Караимов-Тюрков(Караев). Роль Михаила Семёновича в этом поистине святом деле, огромна. Он идейный руководитель, плодотворный автор, главный редактор и издатель "Караимской народной энциклопедии". Издание каждого тома Энциклопедии, огромна по затратам времени, творческих сил, технических и материальных средств. Так например, появлению на свет Четвёртого тома Энциклопедии предшествовал трёхгодичный процесс поиска исходных материалов, их научного анализа, сбора, редактирования и типографического обеспечения. В окончательной редакции тома использовано 92 источника на русском и 43 на Английском, Французком, Немецком и Польском языках.

Михаил Семёнович Сарач был прекрасным рассказчиком и с его слов известен такой эпизод из жизни: Находясь в плену у немцев, он был старшим в группе военнопленных, так как знал немецкий язык. Немецкий офицер, назначил военнопленного ответственным за уборку помещения, в котором они содержались. Когда немецкий офицер убедился, что уборка не проводилась, он потребовал от ответственного объяснений. Тот сказал, что он просил нескольких из группы, но все они под разными предлогами отказались. Тогда офицер, залепил пощёчину ответственному за уборку. Это возмутило Михаила Семёновича, и он направился с жалобой к высшему немецкому чину(встав на защиту сотоварища)на что услышал ответ: "Мы немцы, любим порядок, и если пострадавший был ответственным за уборку в помещении, где находились пленные, то он обязан был добиться выполнения возложенных на него обязанностей". Михаил Семёновч приводил этот эпизод, в качестве примера дисциплины в немецкой армии.

Другой эпизод: Находясь в плену, Французам и Арабам из Французкой армии, выдавали ветчину и папиросы.Но Французы не курили, а Арабы не ели ветчину(по религии). И Французы меняли у Арабов, через колючую проволку Папиросы на Ветчину. Один раз, Арабы не отдали ветчину при обмене, и тогда Михаила Семёновича попросили навести в этом эпизоде порядок, попросту разобраться. В итоге переговоров с Арабами, Михаил Семёнович получил ветчину, но в этот момент, подошли двое немецких офицеров. Они задержали его и потребовали объяснений. Михаил Семёнович объяснился с офицером, рассказав суть дела, после чего офицер, обратился к солдату со словами:"За это полагается строгое наказание и "Карцер", но он правильный солдат" и со словами: "брось ветчину"(что Михаил Семёнович и сделал, будучи в здравом рассудке), отпустил его. Надо понимать, что являясь военнопленным, Михаил Семёнович Сарач рискуя жизнью, помогал Своим товарищам, проявляя заботу и внимание.

Побег: Один Поляк, за не маленькую взятку, устраивал освобождение из плена Французов, под "маской" санитарных врачей из общества Швейцарского Красного креста, которые по международному праву не подвергались пленению. Нужно заметить, что заранее готовясь к побегу, Михаил Семёнович получил санитарную повязку с красным крестом от своего брата, который проходил военную службу в Британии как врач. Михаил Семёнович обратился к Поляку с просьбой, упомянуть его в очередном списке освобождаемых из плена, но взятку ему дать нечем. К удивлению Михаила Семёновича, в следующем списке освобождаемых, первой была фамилия Сарач. Это необычное освобождение из плена, прежде всего, говорит об авторитете и удачливости этого человека и конечно о добром расположении окружающих его людей!

 

Заканчивая небольшой экскурс в биографию М.С.Сарача, составленный по материалам газеты "Караимские вести", хотелось бы отметить, что по воспоминаниям его современников Михаил Семёнович – был человеком редкого душевного обаяния и доброты, глубоких знаний и широкого кругозора. Преданный своему народу, он поддерживал караимов и духовно и материально, направляя свою деятельность на восстановление и сохранение традиций караев. Его имя, достойно занять место в ряду Караимов – благотворителей, которые стремились сохранить и возродить наши исторические и культурные ценности!

 

А.Жарновский


  • Ялпачик Гелий Семёнович (1912-1993)
  • САРАЧ
  • Михаил Яковлевич Чореф (21.10.1932 – 13.05.1999)
  • Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия кар ...
  • Дубинский Михаил Яковлевич
  • Сарач М.С. История и суть религиозных верований
  • Дополнена памятная часть комплекса кенаса в Евпатории
  • А.Коротко. М.Казас. Транскрипция мысли
  • Зайончковский М. Караимская кенеса в Тракай
  • Литература

  •  

     

    1 написал: Ночной Слон (30 июня 2010 02:56)
     
    Караиму от караима , поклон и царствия небесного...
     

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Декабрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru