Арам Моисеевич Айваз
Арам Моисеевич Айваз (1899-1982 гг.) родился в городе Евпатории 11 февраля в караимской семье. Его отец - Моисей Абрамович Айваз многие годы был председателем Общества попечения о бедных караимах. Он был активным членом национального Совета при Гахане С.М. Шапшале (1917-1920 г.) и членом Правления евпаторийской караимской общины. Мать - Раиса Яковлевна Айваз (урожденная Кискачи) также принимала активное участие в общественной деятельности - многие годы состояла попечительницей женского караимского профессионального училища.
С раннего детства Арам проявил талант к музыке, которую унаследовал от матери. Он заслушивался звоном соборных колоколов, увлеченно слушал исполнение мамой танцев из оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин" в переложении для фортепиано. В двухлетнем возрасте Арам заразился эпидемическим цереброспинальным менингитом. Срочно была проведена операция. Через некоторое время после операции доктор должен был проверить деятельность мозга после перенесенного менингита. Трудно было это проверить, т.к. в два года мальчик еще не говорил, но на помощь пришла его музыкальность. Мама спросила мальчика:
- "Тебе сыграть "Краковяк" из оперы "Иван Сусанин"?"
Арам одобрительно закивал головой. Однако доктор попросил Раису Яковлевну сыграть другую вещь. На вопрос как ему понравился "Краковяк", мальчик сделал недовольное лицо.
- "А теперь, Раиса Яковлевна, сыграйте ему "Краковяк", - тихо сказал доктор. По выражению лица ребенка с широкой улыбкой врач определил нормальную деятельность мозга. Но обе ноги претерпели болезненные изменения, сделав мальчика инвалидом - всю жизнь он хромал и ходил с палочкой.
В раннем детстве первые уроки игры на фортепиано Арам получил у матери. Он очень хорошо преуспел в этом и, когда ему было двенадцать лет, родители решили отправить его учиться в Ригу. В то время в рижской школе все предметы преподавались на немецком языке, что создало вначале немалые трудности. Его учителем был известный пианист Лемба. Проучившись в Риге два года, Арам вернулся в Евпаторию, где в местной гимназии получил общее образование. К этому времени относится его знакомство с С.М. Майкапаром. Именно тогда Арам берет у него уроки фортепианной игры.
В 1916 г. Арам поступил в Московскую консерваторию. Затем последовал перерыв в обучении, вызванный социальными потрясениями того времени. В начале 20-х годов он продолжил обучение в Петроградской консерватории. Комиссия, в которую входили А.К. Глазунов, А.В. Оссовский, С.Я. Майкапар и многие другие выдающиеся музыканты, прослушав сочинения А.М. Айваза, пришла к единодушному мнению, что Арам Моисеевич обладает природным композиторским дарованием и ему следует незамедлительно приступить к изучению композиторского курса.
У С.М. Майкапара Арам Айваз прошел полный курс композиции и фортепианной игры. Майкапар лестно отзывался о его музыкальном даровании, особенно отмечая музыкальную память. Еще в шестнадцатилетнем возрасте А.М. Айваз имел в репертуаре 400 вещей, в том числе этюды и баллады Шопена. В Петрограде в 20-е годы было немало меценатов, поддерживавших молодые дарования. В этом смысле очень благоприятную роль в то трудное для молодого музыканта время сыграл Андрей Иванович Снопков. Он занимался предпринимательской деятельностью и был в 1922-1924г. меценатом А.М. Айваза. В 1924 году Айваз вернулся в родной город Евпаторию, где вошел в Союз работников искусств "Рабис" и с этого времени началась его работа как пианиста-солиста, аккомпаниатора и педагога. Но настоящим его призванием была композиция, которой он отдаёт много времени. Арам Моисеевич принимает участие в сборных концертах, где выступает вместе с артистом Василием Ивановичем Качаловым, разъезжая по разным городам Крыма. К этому периоду относятся и выступления Айваза как пианиста в концертах Дмитрия Сергеевича Воздвиженского - чтеца, автора литературных монтажей, посвященных творчеству Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Маяковского. Концерты проводились в городах Крыма и Кавказского побережья в течение нескольких сезонов.
Долгие годы общения с С.М. Майкапаром переросли в тесную дружбу. Высоко оценивая композиторское дарование своего ученика, Самуил Моисеевич присылал ему в Евпаторию собственноручно переписанные и еще не изданные "Бирюльки" для ознакомления и дружеского совета. Было немало случаев, когда А.М. Айваз что-то советовал, вносил добавления и Майкапар благодарно это принимал.
В 1935 г. А.М. Айваз женился на Ирине Валентиновне Исакович (родственнице С.М. Майкапара, который приходился ей троюродным дядей) - певице, которая в будущем проработала много лет в детском саду и костнотуберкулезном санатории. Там она прививала детям любовь к музыке, разработала оригинальную методику музыкально-эстетического воспитания лежачих больных. Ее многолетняя талантливая работа была отмечена значком "Отличник просвещения". Ирина Валентиновна умела создать необыкновенный уют в доме, вырастить троих детей, которые все стали музыкантами, и успевала даже сочинять стихи о караимах.
В 1940 г. Арам Моисеевич окончил курсы для молодых композиторов в Москве и был принят в Союз композиторов. Во время Великой Отечественной войны, в годы тяжелых испытаний, он продолжал заниматься композиторской работой. В послевоенные годы, чтобы содержать большую семью, он должен был работать пианистом в оркестре кинотеатра "Якорь", а в перерывах играть в ресторане (что было чуждо ему по облику музыканта - классика). В перерывах работы в кинотеатре он умел отключиться от окружающей обстановки и заниматься творчеством.
А.М. Айваз был прекрасным пианистом, в репертуар которого входила классическая фортепианная музыка. Те, кто слышал его игру, восхищались ей. Огромное творческое наследие Арама Моисеевича еще нуждается в пропаганде и печати. Лишь немногие сочинения были опубликованы, а творчество А.М. Айваза заслуживает того, чтобы получить широкое признание. Из крупных произведений им созданы: кантата-трилогия "Петербург - Петроград - Ленинград", балет "Карнавал мира", "Поэма о Крыме" (в пяти частях), "Бахчисарайская сюита", "Арктическая поэма". Из мелких форм: 17 романсов на Пушкинские тексты, 3 романса на стихи Тютчева, 13 романсов на стихи разных авторов, фортепьянные пьесы, "Детский альбом" (20 пьес), концерт для фортепьяно с оркестром (незавершенный). В "Бахчисарайской сюите" нашли отражение караимские напевы и хайтарма.
Творческий портрет А.М. Айваза был бы неполным, если не сказать об обаянии его личности, неизменной доброжелательности. Он был прекрасным оратором и мастером рассказывать анекдоты, а рассказывал он их просто артистически и знал очень много. Вспоминая своего учителя С.М. Майкапара, он, в частности , рассказывал о нем:
—Самуил Моисеевич говорил мне: "В гостях я ем всегда с аппетитом. Если я вижу, что хозяйка любезно потчует меня едой, я ем с аппетитом; если я вижу, что хозяйка с грустью провожает каждый пирожок, то я ем ей назло. Но все равно с аппетитом".
А.М. Айваз много рассказывал об остроумии Майкапара. Как-то после цикла его концертов, в которых Майкапар исполнил все сонаты Бетховена, был устроен банкет, на котором чествовали С.М. Майкапара. Был предложен тост за необыкновенную память Майкапара.
Самуил Моисеевич отвечал:
"Что там! Вот у кого необыкновенная память, так это у сидящего здесь моего ученика Арама Айваза. Глазунов сыграл ему целую страницу незнакомого музыкального текста, и он без ошибки на слух повторил это на рояле. Предлагаю почтить его память вставанием!"
Умер А.М. Айваз 27 декабря 1982 г., похоронен он в Евпатории. Пропаганда и издание творческого наследия А.М. Айваза будет достойным вкладом, как в караимскую, так и в многонациональную культуру России.
Автор очерка Роман Арамович Айваз (1937 – 2016).
Р.А. Айваз возглавлял С.-Петербургское Караимское общество с 1994 по 2016 г.
https://sites.google.com/site/krymvictor/home/ajvazam