Образование и педагогическая мысль Крыма.
(XIX-начало XX столетия) А.В. Глузман, Л.И.Редькина и др. Киев; Знания Украины, 2007.
Монография является наиболее полной сводной работой, раскрывающей тему названия книги, Наряду с другими вопросами рассмотрены и проблемы национальных меньшинств Крыма, включая крымских караимов (караев), которым уделено, пожалуй, наибольшее внимание.
Информация об образовании и просветителях этого коренного народа полуострова в разном объеме содержится в пяти из семи глав книги, а в рубрике «Становление системы образования национальных меньшинств Крыма в XIX столетии» караям посвящено 6 из 14-ти разделов (40%). В них говориться о традиционном национально-конфессиональной системе народного образования XIX ст.; общественных и частных учебных заведениях; Александровском духовном училище, учительском институте.
Показана роль просветителей, в частности, И. Казаса и его вклад в образование крымских караимов, крымских татар и населения полуострова в целом. Справедливо отмечено, что за короткий период караимский народ вышел на одно из первых мест среди национальных меньшинств Крыма.
Караимов этнических, о которых пишется в книге, уместнее было бы называть крымские караимы (аналогия - крымские татары). Термин караим неоднозначен и относится и к этносу, и к религии (есть караимы по вере – славяне, арабы, греки) и может ввести в заблуждение читателя.
Пример: упоминаемые в книге «караимские авторы» - Аароны Гарофе и Никомедийский (с.139) – не караимы по национальности.
Рассматриваемая работа наиболее полно отражает на сегодняшний день образование караев в учебных заведениях и частных школах и, безусловно, будет полезна всем интересующимся вопросами национального образования.
Пока остается практически не освященными вопросы образования и воспитания караев в семье и джаамате (общине), роль старейшин и священников, фольклора (слов отцов – «аталар созы»), традиций, национального самосознания, системы передачи сакральных знаний.… Эта тема еще ждет своего исследователя. Сложность ее состоит в отсутствии документальной базы, необходимости глубокого знания вопроса изнутри и широкого привлечения хранителей народной памяти – старейшин.
А. Кальфа