Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Из неопубликованного. М.Б. Коджак «Караимы. Исторический очерк о караимах крымских и польских».

 

 

 

 

 

 

          Из неопубликованного

Литературное наследие крымских караимов, включающее произведения научной и художественной направленности, исторические очерки, мемуары и пр. содержит множество работ, изданных, как на исторической родине, так и за рубежом. Однако, при этом, до настоящего времени по различным причинам многое остаётся неопубликованным. Среди работ, не ставших достоянием широкой читательской аудитории, не может не вызывать интереса рукопись М.Б. Коджака «Караимы. Исторический очерк о караимах крымских и польских». Сан-Пауло, 1979 г, с дополнениями к нему, написанными в 1984 году.

Коджак Михаил Бабакаевич (1897 – 1986). Архитектор. Окончил реальное училище в Москве (1914). В 1914 – 1916 г.г. обучался в Рижском политехническом институте. Выпускник военного училища  в Иркутске. С 1916 г. на Румынском фронте. В годы Гражданской войны воевал на стороне белых в отрядах атамана Семёнова . Эмигрант. Закончил в 1921 г. Ecole Speciale d’Architecture и затем Ecole des Beaux Arts в Париже. В 1928 – 1934 г.г. работал во французской столице. Автор многочисленных архитектурных проектов, реализованных в Париже и других городах Франции. Один из создателей так называемой «архитектуры выставок» и концепции «динамической архитектуры». С 1934 года жил в Харбине. В 1945 – 1951 г.г. – почётный консул Франции в Харбине. С 1952 года служил во французском консульстве в Сан – Паулу (Бразилия), где и скончался в 1986 году. Его брат – близнец Илья Бабакаевич выпускник Лазаревского института иностранных языков. Литератор. Философ. Также, как и брат, в годы Гражданской войны служил в составе войск атамана Семёнова. Эмигрант. Умер в Австралии в 1967 году.

В предисловии к очерку автор пишет: «Настоящий очерк о караимах является компиляцией данных из научной и исторической литературы, русской и иностранной, имевшихся в нашем распоряжении, а также сведений, исходящих из воспоминаний разных лиц о прошлом караимов Крыма». При том, что Михаил Бабакаевич называет свой труд компиляцией, работа содержит множество интереснейших мыслей самого автора о происхождении крымских караимов, особенностях их национальных традиций, характерных чертах ментальности народа и пр.  Некоторые особенности самосознания народа, отражающего свою принадлежность к тюркской этнической общности (в отличии от большинства представителей караимского духовенства, рассматривающих свой народ прежде всего, как религиозную общность), и закреплённые в национальных традициях, языке, обрядах, чертах характера и пр, проявлявшиеся на всём протяжении его истории, выразительно описаны в рукописи М. Коджака.  Несколько коротких отрывков из рукописи представленные ниже, позволят, хоть в минимальной степени дать представление о характере и направленности изложенного в его сочинении, которое в значительной степени отражает взгляды крымскокараимской интеллигенции на происхождение и историю своего этноса.

 Из неопубликованного. М.Б. Коджак «Караимы. Исторический очерк о караимах крымских и польских».


Заканчивая рассмотрение этногенеза крымских караимов М. Коджак приходит к выводу: «В заключении остаётся сказать, что все признаки, относящиеся к происхождению караимов говорят о том, что караимы являются остатком древнейшего народа, некогда населявшего Крым, как отражение его праисторического слоя…» [ 1, c 7 ]. Безусловно, вывод автора не совсем правильно отражает реальное положение вещей. Предками крымских караимов, народа гетерогенного, были не только представители местных этносов (среди которых, несомненно встречались и населявшие Крым с древнейших времён), но и тюркских родоплеменных образований, активно мигрировавших на территорию полуострова в периоды поздней античности и раннего средневековья. Слияние в единую этническую общность происходило не позднее IХ –ХI в.в, во время господства в центральном и северном Крыму Хазарского каганата. Важно то, что в не совсем верной формулировке М. Коджака подчёркивается автохтонность народа. В дальнейшем автором выделяется не только доминантность тюркской национальной основы крымских караимов, но и на ряде примеров её самобытность. Например, в следующей цитате: «Хотя в массе большинство караимских фамилий тюркского происхождения, всё же очень мало из них можно встретить среди тюркских племён России». [ там же, с 7 ].

 Из неопубликованного. М.Б. Коджак «Караимы. Исторический очерк о караимах крымских и польских».


Древнейшие религиозные верования народа (тенгрианство) автор выделяет в числе важнейших факторов, сформировавших его мировоззрение и, в рассматриваемом контексте, более существенным, чем, пришедшее на смену им, учение Анана бен Давида :

«Несмотря на то, что караимы исповедовали монотеистическую религию, они оставались верными древнейшим верованиям своих предков, а именно, что в дубовых рощах обитают духи их предков… По – видимому, запрет Библии не поклоняться этому культу, как явное язычество, против которого она борется, никакого влияния на караимов не имел, ибо для них традиционные верования предков были важнее религиозных принципов религии Моисея… Насколько была высока святость дубовой рощи, что она была названа «Балта Тиймез», что означает «топор не коснётся» … Остаётся только удивляться необычайной живучести среди караимов пра – исторического культа…» [там же, с 5 ].

В главе «Быт и нравы крымских караимов» Михаил Бабакаевич использует воспоминания о своих детстве и юности, семейные предания.

 Из неопубликованного. М.Б. Коджак «Караимы. Исторический очерк о караимах крымских и польских».


«То, немногое что я слышал от своих родителей, достаточно характерно, чтобы судить о нравах и традициях караимов, существовавших ещё до присоединения Крыма к России» [1, c 18].  Автором подробно описывается свадебный обряд, одежда, традиция составления семейных сборников «меджума». Сообщается множество характерных черт быта :

«В далёком прошлом семейные устои у караимов утверждались уже с раннего возраста. В караимской семье к ребёнку относились с уважением, как к маленькой личности. Его не наказывали и не били. Он носил одежду специально для него сшитую и следили за его чистотой, и приучали быть аккуратным. Это исключительное внимание, которое уделялось детям, настолько поразило французского консула при хане Гирее, что он с восхищением описывает это в своих мемуарах, ибо ничего подобного не было тогда у цивилизованных европейцев. Ни рваное, ни грязное караимы не носили, как нечто позорное.

 Почитание старших было исключительным, и оно держалось очень долго. Всем старикам, старушкам при встрече целовали руки. В присутствии старика молодые люди не имели права курить, не спросив на это его разрешения. Отец был абсолютным авторитетом в семье. После его преждевременной смерти главой семьи становился старший сын, которому подчинялись все члены семьи, включая и мать. В его обязанности входило выдать замуж всех сестёр, и пока он этого не сделает, он не имел права устраивать свою личную жизнь, т.е. жениться, иными словами, -- пока все в семье не будут поставлены на ноги» [ 1, c 19-20].

М. Коджак отмечает, что уже в новое время «Совершенно исчезла традиция клана, т.е. «сой». Она заключалась в том, что браки совершались между лицами, принадлежавшими к одному и тому же клану, состоявшему из нескольких родов. Согласно этому неписанному закону, кланы между собой не смешивались. На этот счёт вспоминаются слова, сказанные мне в Париже одним бывшим офицером из хорошего дворянского рода, когда он узнал, что я караим : «Я хорошо знаю караимов. У нас, русских, жена дворянина не из дворянского рода становится дворянкой по браку. У вас этого быть не может». И это была правда». [1, c 20 ].

Вновь возвращаясь к религиозной тематике М. Коджак пишет:

«Никакого религиозного воспитания дети не получали, а потому, будучи уже взрослыми, религией не интересовались. Невежество караимов в этом отношении просто феноменально. Лично я был свидетелем диалога весьма почтенной дамы старушки со своими сыновьями, которых она в большом недоумении спрашивала: «Что мы евреи, что справляем субботу?». А один убелённый сединой караим говорил своим домочадцам: «Как хорошо, что в нашей религии есть день субботы, по крайней мере в пятницу весь дом чистится сверху до низу». К этому следовало бы добавить ещё, что мылись щётками каменные плиты, которыми в Крыму мостились дворы. Таков был взгляд старого караима о пользе закона Моисея».  [ 1, c 21 ].

Безусловно, описанное выше характерно для крымскокараимской общности на рубеже ХIХ – ХХ в.в, когда ею был пройден длительный период эмансипации, продолжавшийся  на протяжении всего ХIХ столетия. В более ранние исторические периоды влияние религии в среде крымских караимов было значительно существенней.

В очерке немало страниц посвящено известным представителям крымскокараимского народа: общественным и религиозным деятелям, промышленникам, военным, художникам, писателям, композиторам… Представлены краткие биографические сведения о А. Фирковиче, С. Пампулове, С. Шапшале, С. Крыме, И. Стамболи, И. Пигите, М. Тапсашаре, Я. Кефели, С. Майкапаре и мн. др. В приложении к основному тексту очерка в главе «Защитники национальной чести» описаны некоторые подробности поездки С. Дувана в Германию:

«По инициативе Еремея Давидовича Коджак (один из создателей Караимского общества во Франции в 1923 году. – В. К.), бывшего адъютанта Крымско-конного полка Е.И.В. Александры Фёдоровны, работавшего шофёром такси в Париже, было решено обратиться непосредственно к Правительству Гитлера с настойчивой просьбой официально уведомить караимов в иммиграции, как оно считает их с точки зрения расизма. С этой целью Е. Коджак собрал необходимые средства среди членов Караимской Общины в Париже и Харбине для поездки в Берлин С. Дувана, бывшего Городского Головы в Евпатории и друга Царской Семьи, как уполномоченного представителя от всех караимов в иммиграции.

 Из неопубликованного. М.Б. Коджак «Караимы. Исторический очерк о караимах крымских и польских».


Между 1938 и 1939 г.г. С. Дуван добился от Третьего Рейха официального подтверждения, что Германское Правительство караимов России с евреями не отождествляет. Таким образом караимы оградили себя навсегда с точки зрения расизма и обезвредили еврейскую пропаганду против них, и это накануне великих потрясений для самого иудаизма.

Память о Е. Коджаке и С. Дуване будет всегда связана с той незаменимой услугой, оказанной ими в защиту национального достоинства, как караимов за границей, так и в Советских Республиках». [ 2, c 3 ].

Несомненно, значительна заслуга Е. Коджака и С. Дувана при установлении этноидентификации крымских караимов в годы Второй Мировой и Отечественной войн. Их имена, вне сомнения, не будут забыты, как и имена сделавших немало при решении этого вопроса в 1941 – 1942 г.г. : С. Шапшала ( Литва ), А. Полканова ( Симферополь ), С. Ходжаша ( Евпатория ),  Г. Ялпачика ( Мелитополь ),  Б. Кокеная  ( Ростов )… Все они, как Е. Коджак и С. Дуван внесли свою лепту и, наряду с ними являются защитниками национального достоинства. Но, всё же, окончательное решение по национальной (тюркской) принадлежности крымских караимов было принято нацистским руководством на основании результатов исследований, проведённых специалистами различных служб и подразделений ведомства А. Розенберга, ответственного за проведение расовой политике в гитлеровской Германии.

Будучи в прошлом офицером царской и белой армий, М. Коджак не мог в своей работе обойти вниманием деятельность крымских караимов на ратном поприще. Подчёркивая их мужество и храбрость, проявленные на полях сражений, он, к примеру, сообщает, что из семи караимов, принимавших участие в боях с немцами в составе французской армии «пятеро получили Орден Легиона» [ 1, c 21 ]. Изложенное М. Коджаком в данном случае не совсем точно отображает реальное положение дел. Сам он во время Второй Мировой войны находился в Харбине и его данные, видимо, взяты из источников располагающих не вполне достоверной информацией об участии крымских караимов-эмигрантов в боях .  Более достоверные сведения сообщает М. Сарач, воевавший в составе вооружённых сил Франции в 1940 году. По его свидетельству во время отражения немецкой агрессии все крымские караимы призывного возраста, проживавшие во Франции, участвовали в боевых действиях и «закончили войну с отличием» [ 3, c 97 ]. Принимая во внимание, что вся община крымских караимов насчитывала около 300 человек, то количество мужчин призывного возраста составляло порядка 30 -35 человек. И если пятеро из них получили одну из высших военных наград республики, то надо признать, что это очень высокий показатель.

Михаил Бабакаевич приводит краткие сведения о военных из рода Коджак :

«Известно, что Иосиф Бабакаевич Коджак, дед и прадед теперешнего поколения, отличился в обороне Севастополя (1854 – 1855 ), за что был награждён Орденом Св. Георгия» [ 2, c 1 ].

«Не только царская семья ценила преданность караимов, но и высшие члены Армии предпочитали иметь своими адъютантами офицеров из караимов, какими были : адъютант Крымско-конного полка Е.И.В. Александры Фёдоровны, адъютант Начальника Артиллерии Армии Врангеля, адъютант школы прапорщиков в Иркутске и др, как начальник канцелярии Варшавского Генерал -Губернатора. Между прочим, первые два были моими двоюродными братьями. Еремей  Давидович Коджак был, до перевода его в Крымско-конный полк, тяжело ранен в атаке против австрийцев на Западном фронте в Первую Мировую войну. Красавец Виктор Давидович Коджак , адъютант Начальника артиллерии, был блестящим офицером, окончившим первым Константиновское артиллерийское училище ; расстрелян большевиками при занятии Крыма. Адъютанта Прик Иркутской школы прапорщиков я знал лично. Не знаю Новицкого, служившего в Варшаве, как и многих других караимов, кадровых офицеров, как и военного производства, ибо после Румынского фронта оставался в Восточной Сибири. Служил в армии атамана Семёнова в железнодорожном батальоне и был помощником коменданта станции в Маньчжурии…

Без преувеличения можно сказать, что большая часть караимской молодёжи погибла в Первую Мировую войну и в Белом движении, так как многие из них были в офицерских чинах» [ 1, c 22 ].

Очерк написан М. Коджаком в преклонном возрасте и, несомненно, какие –то эпизоды из его долгой, насыщенной событиями жизни стёрлись в памяти. В противном случае работа была бы значительно объёмней. Не всё бесспорно в выводах, к которым приходит автор, не всегда достаточно тщательно выверена научная аргументация. Но при всех недочётах, в целом не существенных, очерк представляет собой один из ценных источников по истории и культуре крымских караимов, написанный искренне и правдиво, с глубоким пониманием раскрываемой темы и любовью к своему народу.

                            

  Примечания

1. Коджак М. Б. Караимы. Исторический очерк о караимах крымских и польских. (Рукопись). Сан – Паулу, 1979. – 38 с.

2. Коджак М. Б. Дополнения и приложения к «Историческому очерку…» Сан –Паулу, 1984. – 24 с.

3. Сарач М. С. Российская эмиграция и крымские караимы. // Крымские караимы : происхождение, этнокультура, история. – Симферополь : Доля,  2005. – с. 87 – 99.

 
В. Кропотов. 


  • Крымские караимы не забывшие Отечества
  • Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй мировой и Вели ...
  • Крымские караимы в Великой Отечественной войне. К 70-летию Победы.
  • С Днем Великой Победы!!!
  • К 100-летию окончания Гражданской войны
  • В.С. Кропотов Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй ...
  • О книге «Караимы Севастополя»
  • Новая книга, посвящённая истории Евпатории
  • Михаил Яковлевич Чореф (21.10.1932 – 13.05.1999)
  • В.С. Кропотов. Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй ...

  •  

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru