Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Народная музыка крымских караимов

 

 

 

 

 

 

Народная музыка крымских караимов,

композиторы, певцы, музыканты, деятели театра и кино

 

Необходимо отметить широту и глубокий смысл тематики народной музыки. В ней, как в зеркале, отражен многогранный образ народа. Основополагающий началом народного фольклора караев является широкое использование восточных ладов, характерных для тюркских народов. Сохранилось немало исконно крымскокараимских  песен и танцев. Несмотря на ряд отличий, включая тематику, по своему построению они близки к музыкальному народному творчеству крымских татар и крымчаков, что подтверждает и исследователь крымской народной музыки композитор Ферзи Алиев (2001). Национальной музыки караев посвящается статья Т.А. Чореф в караимской народной энциклопедии (2006, т.5).


Не давая музыкально-тематического построения мелодии, ритма, гармонии, остановимся на различных жанрах песенного фольклора.

Очень характерны для крымских караимов частушки — чин с изобретательностью и юмором караи устраивали состязания между собой, импровизируя бесконечные частушки — чинлар.

 Песни и танцы являются составной частью караимских обрядов. Шардуван щербиет — так называются некоторые йыры — обрядовые песни. Их передают из поколения в поколение.


Существовал у караев и обычай, восходящий к раннему периоду истории тюркских народов, когда молодые люди в масках животных (быка, осла, льва, петуха, лисицы ит.д.) обходили дома соплеменников, пели агаваты — колядные песни, плясали, веселились, собирали пожертвования деньгами и продуктами. Большую часть раздавали потом бедным. Происходило это в феврале-марте месяце, в дни праздников Ага-думпа (Сановник опрокинулся и празднику Кыныш (Пурим). Позже молодежь перестала так наряжаться, но ходила по домам, собирая пожертвования для бедных исполняя колядные песни (этот обычай дожил до середины ХХ столетия).

Караимскую свадьбу сопровождали и обрядовые песни. Песней «Кэльсен, кэльсен» мать и родные невесты, гости и сваты ((кудалар) с музыкантами вызывали молодых.


В траурные дни и во время поста Недава (день повиновения в июле-августе), когда навещали могилы родственников, пели поминальные песни называемые шэрбийэт (начало стиха).

Исполнялись они обычно нанятыми профессиональными плакальщицами. Тексты шэрбийэтов импровизировали в зависимости от того, кем и кому они были адресованы.  

В героических песнях дэстанах воспеваются подвиги воинов Джуфт Кале, людей, отличившихся личной храбростью. Один из таких дэстанов был посвящен подвигу карая — поручика Тапсашара геройски погибшего при осаде Порт-Артура.


Среди танцевальной музыки следует назвать хайтарма. Он неизменно сопровождал конушма и встречи караев.

Мировое признание получила деятельность Анны Павловой, С. Майкапара, С.Юткевича и других. Фортепьянные миниатюры С.

Майкапара для детей известны во всем мире. Большую ценность для музыкантов и для читателя представляют его книги: «Годы учения», «Музыкальный слух» и «Значение творчества Бетховена для нашей современности». В цикле из восьми концертов   С.Майкапар исполнил все 32 сонаты Л. Бетховена. .В кратком докладе невозможно подробно остановиться на деятелях театра и кино, певцах, музыкантах-инструменталистах. В караимской народной энциклопедии освещена деятельность выдающихся мастеров и других специалистов которые внесли свою лепту в развитие музыкальной культуры.


В журнале «Караимская жизнь» (1911, №3, 4)) в статье «Общие заметки о караимах», написанной для Французской Академии наук по просьбе академика Дебаи, дается краткая оценка караимской эмансипации. В настоящее время они, караимы, могут гордиться большим числом своих братьев с высшим образованием, как-то: докторов медицины, юристов, инженеров, преподавателей наук в средних учебных заведениях и пр., не говоря уже о юношах, воспитывающихся в гимназиях и реальных училищах. Я говорю о «громадном» числе, конечно не в абсолютном смысле слова, а в сравнении с малочисленностью самих караимов.

Значителен вклад крымских караимов в культуру стран проживания.

Ниже приведены списки караев внесши заметный вклад в культуру стран, где они работали или продолжают работать в настоящее время. Подробнее их деятельность освещена в караимской народной энциклопедии (2006, т.5).

 

Деятели музыкальной культуры

 

Аваш Александра Ильинична(1896-1966)-концертмейстер.

Айваз Ирина Валентиновна (1915-1992) – певица, музыкальный работник-методист дошкольному воспитанию.

Айваз Ромуальд Арамович, (1937) - преподаватель фортепиано в Музыкальном училище С.-Петербурга.

Айваз Яков Арамович (1946) - пианист.

Бабаджан Наталья Федоровна (1903-1969) – концертмейстер.

Бабаджан Тотеш Симона (1892-1970) - методист дошкольного музыкального образования.

Бараш Ева Яковлевна (1910-1997) – музыкант-любитель, хранительница мелодий караимских песен и танцев.

Григулевич Асината Осиповна (1899-1982) – пианистка, музработник, детсада.

Гиббор Илья Моисеевич (1881-1920) – скрипач оркестра городского театра Киева.

Дубинский Сима Хилькевич (1856-1902) – знаток религиозных песнопений.

Ельяшевич Сима Саадьевич (1879-193 3) – профессиоиалый певец.

Зайончковский Яков Ананьевич (1915-2000) – профессиональный певец.

Исакович (Эль-Тур) Анна Самойловна (1886- ?) – выдающаяся певица.

Исакович Валентин Самойлович (1880-1937) – виолончелист оркестра.

Ифтинки Анна (1928) – пианистка, преподаватель консерватории г. Тирана.                       .

Ифтинки Модест (1930) – скрипач, профессор консерватории Бухары.

Казас Виталий Аркадьевич (1947)-преподаватель детской музыкальной школs? класс кларнета. Капон-Иванов Перекоп Гавриилович (1924-1973) – известный бандурист, домрист, педагог, композитор.

Кефели Евгений Моисеевич(1934) – кларнетист.

Кискачи Юрий Моисеевич( 1926-1984) – пианист, преподаватель Музыкальнго училища С.-Петербург.

Комэнеску Олтя Фуштею (193 8) – пианистка, дирижер оркестра, преподаватель.

Кунгурцева Римма Борисовна (1947) – композитор, аранжировщик, концертмейстер.

Майкапар Александр Евгеньевич (1946) – клавесинист, органист, пианист.

Майкапар Викентий(1989) – пианист, органист.

Майкапар Софья Эммануиловна (1883- 1956) – певица. Псевдоним - Нина Ормели.

Никифорова Лидия Борисовна (1933) – скрипачка.

Строгонова Ольга Анатольевна(1952) – преподаватель фортепиано, концертмейстер детской музыкальной школы.

Танатар Елена Михайловна (1922-200l) – преподаватель пения в школе.

Чадик Анна Яковлевна (1908-1967) – певица, исполнитель караимских народных песен. Чореф Тамара Абрамовна (1945) – пианистка, преподаватель детской музыкальной школы. Эгиз Александра Яковлевна (1926) – музыкальный работник детсада.

Эгиз Ксения Борисовна (1855-1937) – первая женщина просветитель крымских караимов.

 

Деятели театра и кино

 

Авах Михаил Вениаминович (1903-1974) – режиссер оперного театра, преподаватель режиссуры в театральном институту, Харьков.

Бабаджан Александра Симона (1899-1971) – создатель, художественный руководитель, директор и главный исполнитель детского кукольного театра.

Давыдова Мария Самойловна (1889-1987) – оперная певица, выступала вместе с Шаляпиным.

Дуван-Троцов Исаак Эзрович (1873-1939) – драматический актер, режиссер, постановщик.
Иртлач Наталья Александровна (1937) – заслуженная артистка России, артистка оперетты, педагог ГИТИСа.

Иртлач-Мангуби Стронгилла Шабетаевна (1909-1983) – актриса, певица и педагог ЛГИТМиК.

Каракоз Игорь Борисович (1929) – журналист, оргсекретарь Ленинградского общества Союза кинематографистов (1989-1990).

Кортези Ф. артист цирка. В знаменитом дуэте клоунов-буфф Бим и Бом исполнял роль Бома.

Кефели Александр Федорович (1949) – руководитель клуба.

Лопатто Людмила Ильинична - эстрадная певица владелица известного русского ресторана в Париже.

Павлова Анна Матвеевна (1881-1931) – великая русская балерина (по отцу Шамаш).

Пандул Ефим Давидович (1903-1972) – артист драмтеатра.
Погорельская  Софья Мюновна (1870-1941) – актриса драмтеатра.

Робачевский Евгений Ильич (1931) - артист драмтеатра, Польша.

Савускан Ирина А. (1905-1989) – заслуженная артистка Эстонии, драмтеатр Таллина.

Сарач Эстер Иосифовна (1882-1967) – оперная певица.

Сарач Алексей Еремеевич (1943) – народный артист России, цирковой эквилибрист.

Тонгур Сергей Вениаминович (1956) – артист драмтеатра.
Чуюн Иммануил Самойлович (1884-1924) – режиссер, артист-любитель.

Юткевич Сергей Иосифович (1904-1985) – народный артист, выдающийся кинорежиссер.

 

Литература

 

1. Алиев Ф.М. Антология крымской народной музыки. Ахмеджит. Симферополь, 2001. —600с.

2. Караимская народная энциклопедия. Т.5. Культура крымских караимов (тюрков). С.-Петербург, 2006. — 448с.

 

Р.А. Айваз, С.-Петербург.

 ( Святыни и проблемы сохранения этнокультуры крымских караимов. Материалы научно-практической конференции. – Симферополь: Доля, 2008.)


  • Караимская народная энциклопедия. – Т.5.
  • Караимская народная энциклопедия. – Т.5.
  • Большая утрата всего народа Ромуальд – Арамович Айваз Джаны джэнэттэ болсы ...
  • Йырлар. Песни
  • Императрица русского ночного Парижа
  • Памяти В.Иванова-Капона
  • Вклад в науку и культуру
  • А.Кискачи
  • Мангуби
  • Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия кар ...

  •  

     

    1 написал: bodani (7 октября 2011 11:23)
     
    Не думал,что наткнусь на столь интересный материал - и всё это благодаря НАТАЛЬЕ АЛЕКСАНДРОВНЕ ИРТЛАЧ, замечательному человеку и прекрасному педагогу.Привет ей большой от всех почитателей её искусства !!!
     

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Июнь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru