«Летопись Карчи. Хазаро-аланская летопись о карачевцах, балкарцах, кумыках, ногайцах, татарах, чувашах, башкирах, крымских татарах, туркменах, киргизах, караимах, гагаузах, венграх, русских и многих других народах.»
Работа увидела свет в Иноземцево (Сев.Кавказ), 2002 г. Алан Глаш опубликовал эту часть летописи на тюркском (как он предполагает, хазарском, языке) с подстрочным переводом на русский язык. Летопись Барлыу передавалась по наследству в карачаевском роду Хасановых. Публикатор снабдил перевод комментариями, пояснением и заключением.
Рукописи предшествует разъяснение: «Летопись караджуртских сибилских хазаров, карачаевской Барсили, написал и сохранил Барлыу, сын Ботая. Сведения о земле Сибил, о караджутских карачаевских хазарах, карачаевских куманах, карачаевских аланах, акаджуртских равнинных хазарах».
Публикуемый перевод начинается со слов: «Мой отец Ботай, сын Казакгы, знал хазарскую, греческую и арабскую грамоту. Отец научил меня хазарскому и греческому письму. Мы жили в Крыму, на маленькой хазарской земле в крепости Карасуу. Относимся к кыйрымманам (крымцам) из племени хазар… В древние времена страна тюрков - тинсир (с карачаево-балкарского – благородные духом, прим. А.Глаша) состояла из семи княжеств со своими вождями». Далее перечислены объединения, княжества и племена. Среди тюркских племен, входящих в страну гуннов называются койманы, оз-аланы, ассы, кипчаки-куманы, киргизы…, а в числе населяющих Хазарию – хур хазары, крымские хазары, куманы, булгары, горные аланы и ассы… Даны имена Хазарских каганов. Указано, что в числе других крымская Хазария сильно пострадала от Бату-хана и Тамерлана».
Вторая часть посвящена переезду (1378) авторов летописи из Крыма на Кубань и далее за Терек и описанию тамошних мест и племен. Упомянуты: карачаевцы из племен гуннов, хазар, алан, куман; асгунны и гунны из племени хазар; кумуки из племени хазар; земля кабаров.
В третьей части дана биография Карчи [вождь карачаевцев], записанная с его слов. Указано, что из крепости Карасуу в Крыму Карча и с ним 200 человек отбыли в Горный Кавказ на родину Карчи.
Переводчик и публикатор Алан Глаш дал пояснения к рукописи, схемы взаимоотношений тюркских княжеств и племен, привел генеалогию каганов Хазарии, уточнил даты, привел доводы о тюркоязычности скифов, указал, что на территории бывшей Алании (Кавказ) в 1424 г. образовались княжества карачаевцев, балкарцев и кумуков, потомки которых поныне живут в этих местах. Преемственность народов на Северном Кавказе А.Глаш определяет схемой: (древняя страна тюрков) скифия – сибил – гунны – Велиая Булгария – Хазария – карачаевцы + балкарцы + кумыки + ногайцы».
Мысленно перебрасывая мостик Кавказ – Крым, отметим, что коренные народы Крыма (крымские татары, крымские караимы и крымчаки) по происхождению, языку и культуре наиболее близки к упомянутым тюркским народам Северного Кавказа, а многие факты, изложенные в летописи Барлыу и интерпретация А.Глаша хорошо проецируются и на Крым.
Часть крымских караимов – воинов попала, например, с Великим князем Витовтом в Литву (1396-1398). В исторической памяти караев есть и отголоски ухода примерно в тот же период воинов на Кавказ. Похоже, что они могли сопровождать Карчу. Далее, ритуальные услуги у караев в прошлом осуществляли кабары. Неясно, было ли это этническое подразделение или каста. В этом плане любопытна упомянутая в летописи сына Ботая земля кабаров (тюрков) на Кавказе. Кстати, у караев есть род и фамилия Бота.
Рассмотренная публикация заинтересует занимающихся проблемами происхождения, языка и культуры народов нашего региона.
А.Полканова
(Газета "Къхырымкъарайлар")