Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Материалы о караимских и татарских памятниках Евпатории

 

 

 

 

 

 

Материалы о караимских и татарских памятниках Евпатории
в 1920-е гг. в московских архивохранилищах

 

Московские архивы, музеи и библиотеки таят в своих фондах множество разнообразных материалов по истории и культуре Крыма. Многие из них относятся к дореволюционному периоду – ведь Таврическая губерния с ее памятниками была в центре внимания историков, музейных работников, краеведов. Особенно усилился интерес центральных научных учреждений к Крыму и его культурному наследию в послереволюционные годы. Внимание советского государства к развитию национальных культур сказалось и в многонациональном Крыму. Изучались и реставрировались памятники крымских татар, караимов, греков, армян, специалисты из Москвы и Ленинграда направлялись в Крым, где фиксировали, собирали и изучали памятники духовной и материальной культуры. Практически в каждом крупном центральном учреждении в той или иной мере занимались крымской тематикой.


После войны ситуация изменилась – Крым, с высылкой ряда народов фактически перестал быть многонациональным. Существенно изменилась и обеднела тематика крымоведческих работ и лишь в последние полтора десятилетия возродился интерес к изучению истории и культуры многонационального Крыма довоенного периода.


Многие сведения, связанные с этой темой следует искать в архивохранилищах Москвы. Именно здесь в 1920–1930-е гг. жили и работали многие известные крымоведы, действовали учреждения, управлявшие местными органами культуры (Крымская АССР тогда находилась в составе РСФСР). Дать обзор всех или хотя бы бульшей части материалов крымоведческого характера хранящихся в архивах, музеях и библиотеках Москвы в небольшой статье невозможно хотя бы, потому что многих из этих документов пока еще не выявлены. Обозначим лишь несколько дел, относящихся к изучению памятников Евпатории в 1920-е гг.


В отделе письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ) в фонде 54 хранятся дела, отложившиеся в результате деятельности отдельных подразделений Отдела по делам музеем и охране памятников искусства и старины (Музейный отдел). Среди материалов, касающихся переписки с крымскими учреждениями, здесь хранится и 46-страничное дело «Евпаторийский музей» (единица хранения № 999). Несмотря на сравнительно небольшой объем, в деле содержатся документы Евпаторийского охриса, занимавшегося в первой половине 1920-х гг. собиранием и сохранением памятников старины. Здесь годовые отчеты Евпаторийского охриса за 1921–1922, 1922–1923, 1923–1924 гг., годовые отчеты Евпаторийского музея за 1924–1925, 1925–1926 гг. Вышеуказанные отчеты содержат краткую, но уникальную информацию о возникновении и составе коллекции первых евпаторийских музеев – научно-археолого-этнографического, караимского, караимской библиотеки «Карай-Битиклиги». В некоторых отчетах есть сведения о сотрудниках музея и Охриса, о посещаемости музея, ремонте мечети, Ассоциации любителей караимской старины и искусства при Крымохрисе (приложен устав этой организации), ремонте старокараимских домов и татарских памятников. Большинство документов дела № 999 подписано П.Я. Чепуриной – уполномоченной Крымохриса по Евпаторийскому округу, известной подвижницей крымоведения. В нескольких документах дела есть ценная информация о том, как изучали московские и ленинградские ученые татарские и караимские памятники, приложен отчет завотделом тканей ГИМа и Оружейной палаты Клейн о командировке в Крым для изучения собрания древних тканей и вышивок.


Другой комплекс «крымских» дел относящихся к 1920-х гг. хранится как ни странно в чисто московском городском архиве (современное название – Центральный муниципальный архив Москвы - ЦМАМ) в фонде федерального учреждения культуры – Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ), (ф. Р-1). Размещавшиеся в Москве ЦГРМ в 1920-е – начале 1930-х гг. занимались изучением, ремонтом и реставрацией памятников в советской России. На своих заседаниях отделы ЦГРМ заслушивали представителей местных музеев и органов охраны памятников, что фиксировалось в сохранившихся протоколах. Чаще всего среди крымских проблем обсуждались вопросы состояния и охраны татарских памятников Бахчисарая, но иногда проходила информация и о татарских и караимских памятниках Евпатории. Так, известные исследователи крымско-татарской культуры У. А. Боданинский и Б.Н. Засыпкин информировали 30 ноября 1926 г. о состоянии евпаторийской мечети и старинных жилых домах. В заседании архитектурного отдела ЦГРМ от 17 августа 1928 г. реставратор Б.Н. Засыпкин отмечал угрожающее состояние евпаторийской мечети Хан-Джами, а 23 января 1929 г. обсуждался вопрос об ответственности религиозной мусульманской общины за плохое состояние здания мечети. К тому времени мечеть была закрыта, а возмущенные верующие направили жалобу во ВЦИК. Краткая информация о евпаторийских памятниках встречается и в других протоколах ЦГРМ.


Наиболее интересный с точки зрения информативности материал о тюркских и караимских памятниках Евпатории хранится в фонде № Р-1 в небольшом деле № 513 (18 листов) (материалы по охране и реставрации памятников в Евпатории. 1923–1929). В этом деле сосредоточены в основном акты осмотров евпаторийских памятников, стоявших в 1920-е гг. на государственной охране: мечети Хан-Джами, теккие Дервишей при мечети Шукурла-Эфенди, старокараимские дома Бабаджана, Бобовича, Чубара, караимские кенасса. Акты эти в основном составлены П.Я. Чепуриной, Б.Н. Засыпкиным и содержат подробные сведения о состоянии памятников, о необходимых мерах по их реставрации, сметы на ремонт. В деле хранятся три письма зав. Евпаторийским музеем П.Я. Чепуриной к реставратору Б.Н. Засыпкину, датированные мартом-апрелем 1927 г., в которых она делится опасениями о том, что крымское начальство планирует закрыть музей в Евпатории, а памятники татарской культуры передать в Бахчисарайский музей.


Отдельные документы о евпаторийских памятниках содержат и другие дела фонда ЦГРМ в ЦМАМ. Так, в деле № 509 в сохранившемся обширном отчете Б.Н. Засыпкина о поездке в октябре 1926 г. несколько страниц уделено описанию памятников города. В Евпатории по мнению автора «благодаря Чепуриной организована хорошая охрана памятников, а также их экскурсионный осмотр». Б.Н. Засыпкин описывает важнейшие памятники: мечети Хан-Джами, Шукурла-Эфенди, кеннаса, старокараимские дома, в первую очередь Бабаджана и Бобовича. Автор сетует на то, что стоявший на государственной охране старинный дом Тришкана сломан «в недавнее время».


Вышеперечисленными материалами из ОПИ ГИМ и ЦМАМ, конечно же исчерпывается тема охраны татарских и караимских памятников Евпатории в 1920–1930-х гг. Отдельные документы по этой проблеме содержат фонды 2306 и 2307 (Наркомпрос РСФСР, Главнаука Наркомпроса СССР), хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации. Изобразительные материалы (чертежи, фотографии крымских и конкретно евпаторийских памятников), собранные в свое время Московским археологическим обществом и ЦГРМ можно найти и в фототеке и архиве Государственного научно-исследовательского института архитектуры им. А.В. Щусева.


Работа по выполнению и описанию всех «евпаторийских» материалов, хранящихся в московских архивохранилищах трудна и кропотлива, но с лихвой окупится введением в научный оборот новых уникальных сведений о татарских и караимских памятниках старины замечательного крымского города Евпатория.

 

В.Ф. Козлов


(Святыни и проблемы сохранения этнокультуры крымских караимов. Материалы научно-практической конференции. – Симферополь: Доля, 2008.)


  • Этнография
  • Ефет Чифаньевич Майтоп
  • «Я ГОТОВ СЛУЖИТЬ НАЦИИ И РЕЛИГИИ…»
  • Программа по сохранению и возрождению историко-культурного наследия крымски ...
  • Ответ на обращение крымских караимов
  • Караимские здания Евпатории, используемые по общественному назначению
  • Александр Иванович Полканов
  • 2000 лет Кале. Каменная летопись Балта Тиймэз
  • Новая книга "КАРАИМЫ ЕВПАТОРИИ: история, культура, архитектура" В.М. Заск ...
  • Святыни и проблемы сохранения этнокультуры крымских караимов

  •  

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Октябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru