Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Караи. Символика цвета

 

 

 

 

 

 

Караи. Символика цвета

 

            Голубой, белый и желтый цвета расположены в том же порядке сверху вниз на флаге и гербе крымских караимов. Рассмотрим значение этих цветов.

            Kёк, кек по-карайски означает – голубой, синий и небо. Эти цвета особо почитаются в тюркском мире.  Олицетворяли небо и связь с божеством. Считались символами Бога. Словосочетание Кцк Тэнгри означает Бог Небесный. Слова Небо и Тэнгри (Танъры) у древних тюрок были синонимами, и цветам, символизирующим Бога (голубой, белый) приписывалась оберегающая сила (Давлетшин, 2004, с.44, 45). Очень почитались голубые и синие амулеты из бирюзы и лазурита. Голубым было знамя кагана древних тюрок с золотым изображением на нём головы волка (Хатуев, 1999, с.63).

            Цвет неба нередко имели потолки старинных домов и храмов крымских караимов, страусовые яйца, подвешенные к потолку алтарной части кенаса, алтарные занавеси и т.д. На сине-голубом «небе» изображали серебряные и золотые пяти и восьмиконечные звёзды.

            Алтайцы оставляли на ветвях священных деревьев голубые, белые и желтые жертвенные ленточки, которые посвящались, соответственно, Небу, Алтаю и огню (Тюхтенева, 1995, с.197). Мужчины-качинцы, отправляясь на моление, крепили к головным уборам синюю и белую ленты и затем привязывали их к ветвям священной берёзы. Такие ленточки использовали и при камланиях в юрте, а телеуты украшали множеством белых ленточек деревья в культовых местах (Безертинов, …, с.77; Радлов, 1989, с.197).

            У карачаево-балкарцев голубой и белый цвета – символы близости к божеству – имела право использовать в одежде, жилище и похоронной обрядности только знать (Хатуев, …, с.146). У карачаевцев в некоторых обрядах использовали синие и беле камешки. «На похоронах полагалось рядом с умершей женщиной положить белый камешек, а рядом с умершим мужчиной – синий… Этот обряд сохраняется в некоторых аулах и сейчас…»; в одном из обрядов девушки и юноши берут, соответственно, по белому и синему камешку и по дубовому прутику (Каракетов, 1995, с. 187). При появлении на свет цыплят, каждого в корзинке выносили на свет, накрыв, последовательно кусками красной, синей, желтой и белой ткани (Каракетов, 1995, с.318).

            Белый цвет – акъ (ак, ах). В переводе чистый, искренний, чистосердечный, невинность. В крымском диалекте карайского языка белый цвет изредка обозначают и словом бияз. В тюркской традиции белый цвет символ доброты, радости, чистоты, счастья, благополучия. Чистоту и святость олицетворяет он и у монголов.

У крымских караимов есть фамилия Акъсяйэк – знатный, родовитый, а  в буквальном переводе - белая кость.

            Белый цвет широко использовался в обрядах караев. По древней тюркской традиции перед посвящением в гаханы (1915) Серая Хан Шапшал приехал, например, в крепость Джуфт Кале на белом коне. В ходе церемонии старейшины трижды поднимали вождя на белом войлоке, кусочки которого разбирали затем на память и счастье. Обряд находит аналогии и у других тюркских народов (Радлов, 1989, с.340, 563). Отголоски его сохраняются и в наше время. Так, при  инаугурации президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, он стоял на белом войлочном ковре.  

            Важную роль белый цвет играл и сохраняет своё значение поныне в свадебных мероприятиях. В обращенной к невесте обрядовой песне караев есть слова: «Будет у тебя дом, белой глиной смазанный». В процессе брачной церемонии жених и невеста становятся на белую шкуру или войлок, и их обсыпают монетами, зерном, сахаром, миндалём.

            Радостные события сопровождались угощением белой сладкой халвой с орехами – акъалвой. Её главные ингредиенты сахарный сироп и яичный белок. Халву готовили на праздники, знаменательные события. Угощение акъалвой символизировало пожелание здоровья, счастья, благополучия.

            Новорожденному дарили белое яйцо. Использовалось оно и в различных обрядах.

            Аналогии прослеживаются у многих тюркских народов. Белые шкуру и войлок использовали в брачной церемонии кумыки, кызыльцы, баяты… На Алтае уважаемых гостей сажали на почётном месте на белом войлоке; перед ложем молодожёнов вешали белый полог (Радлов, 1989, СС.143, 179).

            Характерно благопожелание в дорогу – акъ йол – счастливого (буквально – белого) пути.

            Ранее мы уже указывали на белые жертвенные ленточки в практике верований алтайцев. В «Хвалебной песне Алтаю», записанной со слов народного певца, есть слова: «Белый Алтай… народ и людей ты радуешь. Благословенна будь, белая гора!... Небом благословенна ты, белая гора!» (Радлов, 1989, с. 196). Выше упоминали мы и белые приречные камешки в обрядах карачаевцев. Принесённая белая галька имеется у священных дубов родового кладбища караев Балта Тиймэз (Топор не тронет) и в недавно обнаруженной здесь же искусственной вырубке в скале, предположительно, жертвеннике (Баккал, Кальфа, 2008, с.190, 191). Ближайшие природные проявления белого кварца известны в долинах рек Альмы и Качи и в приустьевых их участках на морском побережье. Эти места находятся в пределах прежнего Кырк Йера (земли кырков) – исторической территории караев. Заметна определённая аналогия с использованием гальки в обрядовой практике карачаевцев.

            В Карачае «белыми камешками, взятыми с приречья (сууызы) гадали тююрхамы (шаманы домашнего очага, от тюйюр «круг, обруч…»); белыми и чёрными камешками и поныне  гадают пожилые карачаевки (Каракетов, 1995, с.187).  Мелкую гальку в прошлом и караи использовали при гадании и в детских играх, наряду с белыми косточками (как при игре в бабки – ашыкъ ойуны).

            Желтый цвет – сары символизирует солнце и огонь.

            Чёрный цвет – къара, кара – символ всего плохого. Отрицательные переводы этого слова с языка караев – злой, гадкий, дурной, несчастный, чернь, а с древнетюркского также – плохой, злополучный, скверный, грязь, тьма, мрак. Чёрный – цвет печали, траура. Характерны некоторые слова с компонентом къара и словосочетания: къаракыш ай – месяц трудной зимы; къара йазы – злая судьба, несчастье и др.

            На чёрных шкуре или войлоке у крымских караимов проводится поминальный обряд Айакъ ичмэк (пить из кубка) погружения близких родственников в глубокий недельный траур. В глубокой скорби женщины носили чёрную шаль, а мужчины чёрный пояс. Через семь дней обряд на чёрных шкуре или войлоке повторяли – это был выход из глубокого траура (айактан чикмак). На поминках дня похорон и седьмого дня подавали чёрную траурную кара алву (олюм алвасы).

            Похожий обычай находим у хазар – тризну по кагану они справляли, сидя на чёрном войлоке. Прослеживается и более дальняя аналогия. Садясь на шкуру, скиф оповещал тем самым, что попал в трудное положение и нуждается в помощи друзей. Бытовало даже выражение «сесть на шкуру».

            Чёрный цвет олицетворяет холод, смерть и печаль у многих тюркских народов. Но не всегда ассоциируется с плохим. Очень почитаема, например, чёрная каракулевая шапка – караимка, къавукъ, или къалпакъ – мужской национальный головной убор крымских караимов.  У слова къара немало омонимов: суша, земля, простой люд, сильный, большой, очень… Нередко къара является компонентом антропонимов и этнонимов.  Имя и прозвище Къараман в переводе, например, силач, богатырь. В этнонимах часто означает – большой, главный, великий, могучий, первородный (Байрамук…, 1993, с.84). В числе племенных названий: къарай, къарачай, къаракъалпакъ, къараногъай… Этноним къарай и къарачай производят иногда от «къар» - «свет, воин» и «ай» - святой (Барамук…, 1993, с.59).

            Характерны контрасты цвета (белый – чёрный) и их значений (хорошее – плохое) в пословицах и поговорках караев. Примеры:        

 

Акъ ахча къара кунъ учун. - Белые денежки про чёрный день.

 

Ак кун къайда барасын? –  Агъартма, къызартма.

Къара кун къайда барасын? – къарартма, токъатма.

Белый день, куда идёшь? – доставить радость.

Чёрный день, куда идёшь? – сделать гадость.

 

            Авузгъа байрам, къурсакъкъа къара кун.

            Рту праздник – желудку чёрный день.

 

            Акъны карандан айирып болмай.

            Не может отличить чёрного от белого (невежда).

 

Къара йэрдэн чыгъа акъ отмэк.

Чёрная земля родит белый хлеб.

 

Символика цвета и вкуса проявляется у караев в разных видах ритуальной халвы. Сладкая белая акъалва сопутствует всему доброму и хорошему. Сладковато-горькая кара алва подаётся лишь в дни глубокого траура. Она тем горче и твёрже, чем моложе усопший. Хазарская халва – хазар къатмагъы, или халва утешения, промежуточная по цвету и вкусу. Её подают только на поминки сорокового дня.

Название хазар къатмагъы свидетельствует о её древности. Употребление ритуальной халвы восходит к гунно-хазарскому периоду истории.

 

--- * ---

 

Магическое значение цвета характерно для общетюркской традиции. В символике цвета крымских караимов, как показано выше, много общего с другими тюркскими народами.

Употребление чёрных войлока и шкуры, трёх типов ритуальной халвы белого, чёрного и промежуточного цвета и некоторые иные самобытные проявления символики цвета не находят пока аналогов в ближайшем и отдалённом окружении. Поиск и выявление соответствий у других народов поможет дальнейшему познанию генетических, временных и пространственных связей внутри и с соседями тюркского мира.

 

Поканова А.Ю., Полканов Ю.А.

 

 
(Газета "Къырымкъарайлар")

 


  • Кухня
  • Новые находки на родовом кладбище караев
  • Крымские караимы
  • "След малого, но славного народа" (национальная эмблематика крымских кара ...
  • Безертинов Р.Н. Древнетюркское мировоззрение «Тэнгрианство».
  • Ефетов К. Черно-белый квадрат
  • Кырк Йер – Кале- Джуфт Кале
  • НАЙМÁН, НЕЙМÁН, НЭЙМÁН
  • Караимы
  • Священные дубы кладбища крымских караимов Балта Тиймэз

  •  

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Март 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru