Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Древние обряды и обычаи караев

 

 

 

 

 

 

Древние обряды и обычаи караев

 

Оберег ребенка


            Известен древний обычай, призванный уберечь ребенка с самого рождения от болезней, злых духов и прочих напастей. Он кратко описан в шестом томе (часть II) Караимской народной энциклопедии (2007) со слов старейшин: «В прошлом мать сохраняла высушенную пуповину и прядь волос ребенка, зашивала их в небольшой кожаный или матерчатый мешочек и постоянно носила при себе, «считая, что это предохранит ребенка от неприятностей». Обычай сохранился до начала ХХ века. С конца XIX столетия волосы нередко носили и в медальоне. Обычай был записан со слов Симы Михайловны Мангуби (1888-1992) и Лидии Александровны Ефетовой-Габай (1921-1998) из Симферополя и от феодосийки Александры Давидовны Штойко (1925-2005) и опубликован впервые, очевидно, в работе «Обряды и обычаи крымских караимов – тюрков: женитьба, рождение ребенка, похороны» (Бахчисарай, 1994). В изложении старейшин обычай отличался лишь в деталях. Так, по А.Д.Штойко, вместе с пуповиной зашивали и синюю бусинку. Л.А.Габ рассказывала, что подобную бусинку для предохранения от сглаза, зашивали в одежду ребенка.

            Указанный обычай характерен не только для крымских караимов, он известен и у крымских татар, турок и других тюркских народов.

            Алтайский поэт Б.Укачин документировано и образно описал этот обычай. Приводим в сокращении его стихотворение «Материнский подарок».

… Треугольник из твердой кожи –

По-алтайски зовут: байры.

Весь расшитый, с игрушкой схожий,

Он придуман не для игры.

            Лет прошло с той поры немало:

            Я родился и в должный срок

            Пуповина моя отпала

            В некий зимний, вьюжный денек.

Мама в кожу ее зашила

И при ней, обычай храня,

Все, что надобно, положила –

От напастей беречь меня.

            Далее узнаем, что же именно клали еще: крупицу красной меди, которую «боится самый хитрый алтайский черт; иголочку можжевельника, т.к. им окуривают юрту; порох, как благопожелание будущему охотнику; зерно ячменя, чтобы охраняло от голода.

            Стихотворение заканчивается словами:

            Суевериям нет возврата,

            Нет возврата былым годам,

            Но храню тот подарок свято,-

Сыновьям его передам. (Из публикации 1987 г.)

У ряда тюркских народов существовал и обычай захоронения оберега вместе с малышом. Пуповина должна была охранять ребенка и в потустороннем мире.

К сожалению сохранились лишь фрагментарные сведения о многих древних обрядах и обычаях.

Будем признательны читателям за  дополнительную информацию, проливающую свет на историю и культуру наших предков.

 

 
(Газета "Къырымкъарайлар")


  • Полканов Ю.А. Обряды и обычаи крымских караимов – тюрков
  • Штойко (Коген) Александра Давидовна
  • Безертинов Р.Н. Древнетюркское мировоззрение «Тэнгрианство».
  • Сима Михайловна Мангуби (1888-1992)
  • Л.А. Ефетова-Габай
  • Ветхозаветные и двойные имена тюркских народов
  • НАЙМÁН, НЕЙМÁН, НЭЙМÁН
  • Суеверия крымских караимов
  • Новые находки на родовом кладбище караев
  • Штойко А.Д. Страницы памяти

  •  

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Июнь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru