Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Священные дубы кладбища крымских караимов Балта Тиймэз

 

 

 

 

 

 

Константин ЕФЕТОВ, доктор биологических наук, профессор,

Андрей ЕНА, кандидат биологических наук, доцент


Культ священных деревьев существовал в истории многих, если не всех, народов, и наиболее почитаемой древесной породой Старого Света признан дуб. Это, вероятно, связано с характерными особенностями дерева: поражающие воображение размеры (высота до 40 м, окружность ствола до 25 м), величественная крона, исключительная долговечность (до 2,5 тысяч лет). Священные дубы существовали у древних греков, римлян, кельтов, гуннов, германцев, славянских и тюркских народов. Кроме отдельных, наиболее почитаемых особей, существовали священные дубовые рощи. Сакральный статус деревьев предполагал, кроме отправления специфических обрядов, неприкосновенность самих деревьев. Культ священных деревьев искоренялся с распространением христианства.

 
 
 

alt

Современное золотое ювелирное украшение с использованием караимских геральдических символов на фоне листа священного дуба. Автор идеи – Г. Б. Ефетов. Кулон принадлежит И. Н. Габай-Рахмановой. Фото: К. А  Ефетов

 

Крымские караимы - один из народов, который донёс до наших дней верования своих тюркских предков, в том числе и почитание священных дубов. После принятия караимизма, монотеистической религии, признающей только Ветхий завет, почитание деревьев стало реликтовым пережитком древних языческих верований караев и переросло в поклонение Богу Небесному у священных дубов (храм под открытым небом).

Единственное в Европе действующее святилище дубов находится в Крыму, в урочище Балта Тиймэз близ крепости Джуфт Кале, недалеко от Бахчисарая. По-видимому, здесь, рядом с родовым гнездом крымских караимов, существовала только одна священная роща.

Балта Тиймэз - древнейшее кладбище крымских караимов в Крыму и самый старый тюркский некрополь в Европе. Примерно 4 гектара покрыты тысячами надгробий, высеченных преимущественно из известняка. Топоним Балта Тиймэз переводится с тюркского как «топор не тронет». Название указывает на неприкосновенность священных дубов.

Культ священных дубов отправлялся как коллективно, так и индивидуально. Порядок проведения обряда был обусловлен циклами народного календаря, национальной или общинной ситуацией, а также погодными условиями, и не всегда согласовывался с предписаниями официальной караимской религии. Тем не менее, неискоренимость традиции обращаться к священным дубам вынуждала караимское духовенство вплоть до ХIХ в. возглавлять процессии в сакральную рощу для моления о ниспослании дождя. Здесь мы находим явные параллели у других культур, в частности, древние греки обращались в подобных случаях к ипостаси Зевса как бога дуба и дождя.

Поклонение священным дубам у караимов связывалось с культом небесного божества Тэнгри. Именно поэтому условием проведения обряда была возможность видеть открытое небо. У всех священных дубов недавно обнаружена белая кварцевая галька, которая, вероятно, связана с отправлением забытого ныне древнего культа.

Считалось, что дубы сообщают людям силу, мужество, мудрость и помогают сориентироваться в трудных жизненных обстоятельствах. В чрезвычайных ситуациях к дубам мог обращаться полномочный представитель общины. Поклонение священным дубам никогда широко не афишировалось и не прекращалось (конечно, при строгой конспирации) даже в советское время. В караимской среде до сих пор имеют хождение рассказы о том, как бездетные женщины просили дубы ниспослать им потомство, причем называются конкретные фамилии счастливых матерей.

Караи верили, что дубы осуществляют связь между землей и небом. Поэтому считалось, что с предками можно поддерживать контакт через священные деревья. Согласно традиционным верованиям, корни дуба связаны с телами усопших, а их душа сорок дней после смерти находилась в ветвях и листьях кроны, а затем окончательно покидала этот мир.

О борьбе против культа деревьев свидетельствуют срезанные у всех священных дубов вершины. Предполагается, что деревья были покалечены намеренно либо врагами, либо священниками-ортодоксами.

В этом отношении гораздо более радикальными выглядят меры по устранению культа священных деревьев у народов, обращавшихся в христианство: существует много примеров того, как миссионеры вырубали такие деревья целиком.

Символика, связанная с дубами, проникла в предметы караимского быта. Изображения листьев дуба и желудей встречаются в вышивке, тиснении на обложках старинных религиозных книг, дизайне люстр в кенаса и других помещениях. Эта традиция наблюдается поныне, например, в произведениях современного ювелирного искусства.

С этноботанической точки зрения очень интересна видовая принадлежность священных дубов Балта Тиймэз. Ранее ее никогда не определяли профессиональные ботаники. Тем не менее, ответ на этот вопрос имеет важное историческое значение, поскольку гипотетически были возможны два варианта. 1. Дубы (или желуди) привезены в Крым предками караев. При этом существовала вероятность принадлежности дубов к видам, не произрастающим в Крыму. 2. Священные дубы относятся к одному из трех аборигенных крымских видов этого рода.

Как показали наши специальные исследования, все священные деревья Балта Тиймэз принадлежат к одному виду крымской флоры - Дубу скальному (Quercus petraea Liebl.), который встречается и в окружающем лесу, хотя там представлен только молодыми деревьями.

Мы обследовали культовые дубы и обнаружили, что в настоящее время осталось 12 живых деревьев, 12 отмерших и около 20 мест, где ранее произрастали вековые дубы.

Ориентировочный возраст одного дуба был определен нами методом экстраполяции, с помощью подсчета годичных колец на спилах отмерших боковых ветвей при сравнении их радиуса с радиусом главного ствола. Подсчет дал диапазон от 300 до 460 лет. Эти результаты хорошо согласуются с данными радиоуглеродного анализа, полученными Ю. А. Полкановым, согласно которым возраст дубов оценивается в 300-600 лет.

Считаем приятным долгом выразить благодарность за содействие нашим исследованиям Н. А. Зинченко-Кефели, В. С. Кропотову, Ю. А. Полканову и С. Б. Синани.

 

15 Апр 2009 | Къырым къарайлар 


  • Новые находки на родовом кладбище караев
  • Газета "Къырымкъарайлар" №100. Октябрь от 03.10.2012 PDF
  • "След малого, но славного народа" (национальная эмблематика крымских кара ...
  • Крымские караимы (составитель – К. А. Ефетов)
  • Доктор историч. наук, проф. В. Ф. Козлов о Кале
  • Б.Я.Кокенай, из воспоминаний
  • Улугъ Ата Санавы. Народный календарь караев
  • Караи. Символика цвета
  • Крымские караимы на 12 сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных н ...
  • 2000 лет Кале. Каменная летопись Балта Тиймэз

  •  

     

    1 написал: села иври (18 декабря 2009 21:53)
     
    буквы на украшении ס ע
    סלע עברי


    Села иври -еврейская скала - Чуфут Кале
     

     

    2 написал: bereketli (19 декабря 2009 00:18)
     
    надо же!? Это Вы о табличке над входом? а кто Вам сказал, что это буквы?
     

     

    3 написал: admin (19 декабря 2009 18:30)
     
    села иври, Ваш комментарий как-то касается содержания статьи?
    или может послужить выводом?
    Я так понял , что Вы для себя из опубликованного материала ничего не почерпнули, если вообще его читали.
     

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Апрель 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru