Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Крымские караимы – коренной народ Украины (Ормели В.Ю.)

 

 

 

 

 

 

Крымские караимы – коренной народ Украины

 

Крымские караимы (караи) – один из самых малочисленных коренных народов Украины (~1200 чел., в т.ч. 800 в Крыму; в мире ~ 2500), формирование которого прошло в Крыму. В настоящее время крымские караимы и их культура стоят на грани исчезновения. И нигде, кроме Крыма, не может быть сохранено наше историко-культурное наследие. По мнению международных экспертов, только на базе национальных святынь возможно сохранение и возрождение народа. Существование этих объектов позволило с оптимизмом смотреть караимам в будущее...


Наши древние святыни находятся вблизи Бахчисарая: крепость Джуфт (Чуфут) Кале и родовое кладбище-святилище Балта Тиймэз (топор не тронет) — места почитания и паломничества, где испокон веков чтили память  предков, проводили всенародные молебны и встречи, передавали знания молодежи. Крепость  называли не иначе, как «священная колыбель», «родовое гнездо караимства», «старинный караимский городок»… Балта Тиймэз – храм под открытым небом, место паломничества нашего народа, где растут священные дубы . Потомки крымских караимов, погребенных на родовом кладбище, чтут здесь память предков, проводят религиозные мероприятия, передают молодежи знания о народных традициях.


До установления советской власти в Крыму святыни находились в общинной собственности народа и были предметом деятельного участия всех общин крымских караимов: в крепости и на кладбище жили смотрители с семьями, был создан национальный фонд по поддержанию святынь (более 500 тыс. руб. золотом, национализирован Советской властью); действовала комиссия по ремонтным работам, водоснабжению, устройству музея, санатория…


На праздники и в дни печали сюда съезжались караимы всей Российской империи.

В крепости для приёма гостей и паломников был построен общинный дом (дворец). Содержалась в убранстве кенаса, ремонтировали дома Чалборю, Бейма, стены, чистили колодцы и водоводы, вели работы по сохранению города, принимали экскурсии. Кладбище окружала стена с воротами и калитками; была сторожка для смотрителя с семьей, созданы условия для паломников. Земли у крепости и кладбища принадлежали караимским общинам  и использовались для содержания «священной колыбели».


В святыню приезжали коллективно и индивидуально: в дни религиозных и национальных праздников, важных событий, в дни печали и похорон. Хоронили на кладбище караимов, проживавших за пределами Крыма (из Вильнюса, Киева и пр.), а не только местных жителей . В кенаса и общинном доме принимали Императорскую семью со свитой, угощали, проводили экскурсии. В крепости проводился обряд посвящения в сан главы народа (последний раз – С. Шапшала до революции). Здесь устраивали театральные представления. Для создания музея в городе были собраны этнографические и исторические предметы и пр.


После революции город и кладбище национализировали, народ отлучили от святынь. Ныне святыни принадлежат КРУ Бахчисарайский историко-культурный заповедник. 


За годы распоряжения святынями государством был разобран дом для приема паломников и разграблено его имущество, разрушены стены и дома, вывезено в фонды Заповедника и почти не сохранилось убранство кенаса, разобраны на камень стены и сторожка кладбища, сняты калитки и ворота, засыпан колодец, разграблены почти на 100 % надгробия из ценных пород камня; разбиты, разрушены памятники из известняка, раскопаны могилы, кладбище поросло лесом, не убирается, смотрителя и охраны нет, видны следы вандализма, кострищ, мусор. С середины 1950-х годов власти Бахчисарая на кладбище запретили захоронения. Долгие годы государство активно эксплуатировало достояние караимского народа, практически не вкладывая в него средств.


В Советском Союзе, особенно после депортации крымских татар, посещали святыни и проводили обряды тайно. Народ не оставался равнодушным: писали письма и обращения с просьбой обратить внимание на сложившуюся ситуацию (так, благодаря письму Я.Дубинского, был остановлен вывоз памятников и частично ограды как строительного материала); восстанавливали плиты (например, памятник на оскверненной могиле археолога А.Фирковича); устанавливали йолджи-таши (безмогильные памятники), убирали территорию, устанавливали скамейки, вывозили мусор и пр. 

Национальная политика государства и бурные исторические события привели к резкому сокращению численности караимов – от 8 тысяч в Крыму до революции, до 800 человек к 1990 г.


Образование независимой Украинской державы дало народу конституционные гарантии сохранения этноса и надежду на возрождение. Народ воспрял духом. Начал создавать национально-культурные и религиозные общества, были основаны Ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар» и Духовное Правление караимов Украины, объединившие большинство народа и верующих многих городов страны.


Основные проблемы народа:

  1. Малая численность; мало национальных браков – народ на грани исчезновения.
  2. Трудности в сохранении и передаче молодому поколению этнокультуры.
  3. Отсутствие храмов (кенаса) и общинных зданий (помещений) в местах компактного проживания (Симферополь, Феодосия, Киев и т. д.).
  4. Отсутствие материальной базы для возрождения народа и его культуры.
  5. Трудности при посещении национальной святыни Чуфут-Кале.
  6. Отсутствие, или недейственность законодательства Украины и международного в области реализации национальных прав и свобод и передачи имущества общинам.

Одна из главных задач -  возрождение народа, языка, культуры, традиций. Этому были посвящены и соответствующие Указы Президентов (о возврате культовых зданий, о сохранении культурного наследия народов населяющих Украину и др.) и Постановления Правительства Украины («Заходи щодо державної підтримки збереження культурної спадщини кримських караїмів і кримчаків»). Ныне восстановлено паломничество, проведение религиозных праздников, дней памяти, общенациональных встреч, молебнов и др. мероприятий. Так, осенью 2005 г. в родовом гнезде Всемирная встреча крымских караимов собрала более 500 человек.

Но положение со святынями за 20 лет независимости Украины не меняется.

  1. Святыни в катастрофическом состоянии. Строения в плохом техническом состоянии. С каждым годом растет рекреационная нагрузка на крепость (число посетителей в сезон давно превысило 200 тыс.), ремонты не успевают за разрушениями. Отсутствует охрана кладбища «находящегося под охраной государства и являющегося национальным памятником», о чем нет даже уведомляющей надписи на объекте. Разграбление и разорения некрополя происходит на глазах.
  2.  Чиновники относятся к нашим святыням, как к памятникам исчезнувших народов, с которыми не надо считаться.  В 1997 г. иностранцы спровоцировали международный  конфликт.  Граждане Израиля и России вторглись на территорию некрополя. Мы зафиксировали подкопы, сколы и иные повреждения памятников и надписей. При указании караимов на недопустимость таких «исследований» на территории святыни, угрожали вмешательством спецслужб Израиля и другими возможными плохими последствиями для участников конфликта с украинской стороны. Действия этой группы не были согласованы ни с руководством Всеукраинской Ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар», ни с религиозными организациями; вызвали протест караимских общин Украины, Литвы, Польши, России и Франции, о чем были направлены письма в адрес Президента Украины и прошел митинг в Симферополе. Советник посольства Израиль в Украине вынужден был принести извинения общине за поведение своих сограждан бывших москвичей  (Д. Шапиро, М. Эйзер, Г. Ахиезер и др.).

         Однако провокации с теми же последствиями продолжаются из года в год. Так, в 2003 г. те же визитеры прибыли во главе с Артемом Федорчуком (сотрудник института Азии и Африки при МГУ) для «исследований»;  в 2007 г.,  и в 2008 г., и в 2009 г. ситуация повторилась…

         Для крымских караимов многие работы, проводимые этой группой, являются кощунственными, а их наглое  и беспардонное поведение на территории другого государства порой переходит все границы.

  1. Несмотря на наши многочисленные просьбы и разъяснения, работы на наших святынях производятся без согласования с народом. Новое руководство Заповедника объявило, что, так как святыни народа – памятник государства, то не намерено советоваться и согласовывать свои действия с крымскими караимами. Мало того, считает целесообразным использовать памятник вопреки мнению народа . Так, в планах Заповедника привлечь к работам на кладбище лиц, причастных к повреждению памятников; 15-16 октября 2011 г. проводился фестиваль «Восточные ворота» у Восточных ворот крепости, в непосредственной близости к кладбищу. В это же время верующие праздновали Орак Тою (Праздник урожая). О мероприятии народ в известность поставлен не был. Крымские караимы, учитывая опыт прошлых лет, были крайне обеспокоены тем, как будет проходить фестиваль, будет ли нанесен ущерб нашим святыням, тем более, что главные мероприятия планировались организаторами с 5 часов вечера и до полночи – т.е. в темноте. Создается впечатление о намеренной провокации, искусственном создании напряженной ситуации. Представителями крымских караимов установлено, что охраны кладбища не было совершенно, а неубранная куча мусора у ворот некрополя увеличилась.
  2. Регулярно крымских караимов не пускают в крепость для проведения религиозных обрядов. Так,  в марте 2000 г. не пропускали группу караимов около 15 чел., за проход к своим святыням у верующих взяли деньги за вход. Каждый раз мы вынуждены писать письма протеста и разъясняющие обращения. Но число сменяющих друг друга чиновников разного уровня, охранников, смотрителей и прочего обслуживающего персонала велико. Затяжная многолетняя переписка, часто не достигает цели, занимает массу времени, сил и средств. Последнее из такого рода событий – препятствие прохода караимов к кенаса для празднования Орак Тою 15 октября 2011 г., несмотря на уведомление руководства Заповедника заранее об этом мероприятии.
  3. После многочисленных переговоров, жалоб и просьб, в состав Заповедника был введен сектор Кале, целью которого было исследование культуры и истории крымских караимов и их святынь. В дальнейшем сектор планировали реорганизовать в музей. Но, после очередной смены чиновничьего аппарата эта срочно необходимая мера была саботирована. Только в 2007 г. благодаря руководству АР Крым, вопрос о воссоздании музея крымских караимов на базе национальных святынь в составе Бахчисарайского заповедника был поднят вновь и решен положительно, но не доведен до логического завершения. Ни музея, ни отдела, ни сектора, занимающегося вопросами сохранения культурного наследия целого, хоть и малочисленного, народа в Заповеднике не существует до сих пор!
  4. Для создания Музея крымских караимов в Заповедник при содействии и по решению караимских общин было передано здание бывшей кенаса (храма) в г.Бахчисарай по ул, Речной в феврале 2011 г. До сих пор здание без охраны, не разработана концепция его эксплуатации, нет никаких действий в направлении обговоренного ранее с прежним руководством действий Заповедника по организации караимского музея.
  5.  Благодаря работе Ассоциации в крепости были организованы две экспозиции, отражающие некоторые аспекты культуры народа. На выставку «Религия крымских караимов» в Малой кенаса крымские караимы с 2007 г. предоставляли в пользование свои экспонаты (около 100 шт.), часть предметов была из фондов Заповедника; экспозицию быта в усадьбе Фирковича полностью укомплектовала и оборудовала Ассоциация крымских караимов (с 2001 г.). Выставка в кенаса уникальна – единственная в мире в храме крымских караимов. Достигнутые путем переговоров (с 1992 г.) договоренности в этом году нарушила администрация Заповедника. Экспозиция быта закрыта, а для реализации выставки о религии в кенаса созданы невозможные к выполнению условия, Кроме указанных экспозиций, никаких других на территории крепости нет. Кроме того, выставки имели большое воспитательное значение для крымских караимов всей Украины, особенно для подрастающего поколения. Экспозиция быта в усадьбе Фирковича с 2001 г. являлась базой для проведения национальных и религиозных мероприятий и обучения детей. Теперь такая возможность отсутствует.
  6. Согласно Указу Президента Украины № 125 от 04.03.92 г. о передаче культовых зданий, до сих пор не переданы в собственность верующим здания храмов – кенаса в Симферополе и крепости. Действия по передаче кенаса Симферополе активизировались в 2007 г., благодаря поддержке руководства АР Крым, но на сегодняшний день вопрос не решен. Молиться самой большой общине верующих караимов в Украине негде. Тем временем храм разрушается, не ремонтируется десятки лет, доведен до катастрофического состояния  (по периметру здания натянута сетка, улавливающая фрагменты фасада, падающие вниз). 
  7. Несмотря на Указ Президента Украины № 125 от 04.03.92 г. о передаче культовых зданий, всё еще не возвращено здание кенаса общине крымских караимов г. Киева. 
  8. Для сохранения и возрождения нашего этноса нужны срочные меры, о чем многократно говорилось на всех уровнях. Верховной Радой АР Крым приняты Постановления по сохранению историко-культурного наследия крымских караимов и крымчаков, определенная работа в этом направлении проводилась в Правительстве Республики. Но, многие положения программы, действующей с 2001 г. не выполнены. Так, к примеру, не отдано общине здание бывшей караимской девичьей школы по ул.Чехова, 13 в г.Симферополь.
  9. Государство ежегодно только от входной платы на нашу святыню (не включая доходы от эксплуатации другой общинной собственности) получает в казну более трех миллионов гривен, тратя на сохранение и развитие народа и его культуры копейки, не решая главных вопросов выживания этноса. Крымские караимы же, со своей стороны сохраняют памятник истории и культуры Украины, безвозмездно работают по благоустройству города и кладбища…
  10. С 1997 года в «родовой крепости» проводится международный трудовой караимский лагерь. Лагерь решает такие трудовые задачи:  расчистка кладбища-святилища Балта Тиймэз, гидротехнических сооружений города и окрестностей. Цели лагеря: знакомство и неформальное общение крымских караимов разных городов и стран;  обсуждение текущих проблем; знакомство с историей, культурой предков; изучение и передача информации старейшинами младшему поколению; создание молодых семей. За годы работы лагерь стал долгожданным, традиционным, увеличился численно и географически, стал получать поддержку государства. Однако, в следующем году, по сообщению нового генерального директора Бахчисарайского заповедника В. Науменко, лагеря на территории крепости не допустят.


Уверены, что многие затронутые проблемные вопросы можно было бы решить  на местном уровне, но устали от двадцатилетней бумажной волокиты, зависимости от мнения и настроения какого-нибудь чиновника, от частой смены руководства многих властных структур, от которых зависит состояние наших святынь и будущее караимского народа.

Сегодня мы отброшены в прошлое, решение наших проблем оказалось в начальной точке отсчета, народ разуверился в обещаниях властей. Нас провоцируют на активные протестные действия. На глазах идет эскалация напряженности. 

По сравнению, с другими конфессиями и народами, проживающими в Украине (возврат культовых зданий и сооружений, учреждений и пр.), видим явную дискриминацию по национальному и религиозному признаку.

В связи с вышеизложенным, необходимо для сохранения и развития народа и его культуры:

  1. Придать официально  статус «коренного народа Украины» крымским караимам (Ст.11 Конституции Украины)
  2. Раз и навсегда решить вопрос с национальными святынями народа, придав законодательно крепости Чуфут-Кале и кладбищу статус национальных святынь.
  3. Вернуть в пользование караимам Чуфут-Кале и кладбище (как это сделано в случае с Успенским монастырем)
  4. Беспрепятственно пускать караимов в святыни, и не препятствовать проведению национальных и религиозных мероприятий; возобновить экспозицию, созданную Ассоциацией крымских караимов «Крымкарайлар» в усадьбе Фирковича в Джуфт Кале; не препятствовать проведению традиционного международного трудового лагеря, где караимы безвозмездно трудятся над сохранением фрагмента культуры Украины (до решения п.3).
  5. Передать самой крупной в стране Симферопольской общине здания кенаса  (храма) и бывшей караимской девичьей школы в Симферополе  (ул. Чехова, 13).
  6. Организовать на базе Бахчисарайского заповедника музей истории и культуры крымских караимов на базе Чуфут-Кале и кенаса (храма) Бахчисарая.
  7. Без согласования с крымскими караимами не проводить никакие работы на национальных святынях.
  8. Финансировать из бюджета АР Крым и Украины мероприятия, по сохранению и возрождению культурного наследия крымских караимов, как части культуры Украины.


Именно сейчас решается вопрос быть, или не быть крымским караимам, сохранится или нет наше этнокультурное наследие – фрагмент общей культуры Украины и мира.


   Председатель Всеукраинской Ассоциации 

крымских караимов «Крымкарайлар»                                             В. Ормели




 

 


  • ТРАДИЦИОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В КРЕПОСТИ КАЛЕ
  • Ответ на обращение крымских караимов
  • Праздник вопреки…
  • Содействие - это помощь?
  • Программа по сохранению и возрождению историко-культурного наследия крымски ...
  • Резолюция
  • Независимая Украина
  • Празднование Международного дня коренных народов в Судаке 6-9 августа 2010 ...
  • Карайский лагерь в Джуфт Кале
  • 20 лет на пути возрождения

  •  

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Декабрь 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru