Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Правовое положение караев в Крымском ханстве

 

 

 

 

 

 

Правовое положение караев в Крымском ханстве

       Караи или крымские караимы сформировались как этнос в Крыму и являются сплавом древних караитов, входивших в состав гуннского и хазарского союзов племен и местного населения полуострова (сармато-аланы, готы…). Историческая территория крымских караимов – Кырк Йер (округа кырков) в междуречье Альмы и Качи, включала долинную часть и нагорье с верхней крепостью – Кырк Йернынъ югъары Калеси, или просто Кале. После падения Крымской Хазарии она являлась столицей самостоятельного Кыркйерского княжества караев.

       В 1246 году крымские караимы частично переселились в Галицию, а в 1397-1398 годах часть воинов-караев и крымских татар попала в Литву. С тех пор, кроме исторической родины, караи постоянно живут в Галиции.
        В местах проживания караи пользовались добрым отношением окружающих властей, сохраняли национальную самобытность, имели определенные льготы и преимущества.
        Так было в Галиции, Литове, в Крымском ханстве, Польском королевстве, Российской империи.

        В Крымском ханстве. Караи были в дружеских отношениях с родственным тюркским окружением, от него отличались в основном религией, и пользовались, как правило, доверием ханов Крымского Улуса Золотой Орды, владетели которого во время смут нередко укрывались за стенами Кале. В крепости сохранился памятник времен распада Золотой Орды – мавзолей Джанике-Ханым, дочери Тохтамыша, умершей в 1437 году. Расположение мавзолея Джанике в родовом гнезде и под защитой крымских караимов было актом высокого доверия хана Тохтамыша.
       Положение крепости и умение её гарнизона позволяли долго отстаивать самостоятельность княжества. Но частая борьба за власть и междоусобные столкновения в Крымском улусе и всей Золотой Орде в период её распада сказались и на положении Кыркйерского княжества, основательно истощившего свои ресурсы. Заметный урон нанесла чума, свирепствовавшая в XIV веке. Большой потерей явилось и переселение военной элиты караев в Литву.

        В состав Крымского ханства Кыркйерское княжество вошло мирным путём. С.Шапшал пишет, что «вождь караимов князь Элизар явился в Старый Крым к Хаджи Гирею и «отдался под его высокую руку». Хан обласкал его, сказав, что и впредь будет признавать Элизара начальником над караимами и поручил ему в то же время команду над крепостью, куда будет переведен и ханский монетный двор и всем караимам пожаловал тарханский титул».
        Проф. В.Смирнов отмечал, что общество крымских караимов «признавалось со стороны ханской власти политической единицею, которой предоставлены были всевозможные льготы и гарантии внутренней бытовой независимости»; и далее «караимы в Крыму не просто только были терпимы татаро-ханским правительством, но состояли как бы под особым его покровительством, гарантировавшим их от произвола и насилий татарских беков, которые, как известно, не особенно были лояльны в своем обращении с прочими непривилегированными жителями Крымского ханства».

        Крепость осталась центром самоуправляемой, хотя и вассальной, территории. Князья сохранили титулы и власть. Числясь на ханской службе и подчиняясь только ханам, они правили народом и распоряжались в крепости, «где в трудную минуту междоусобиц искали убежища сами ханы Крыма, которых здесь укрывали и защищали те же караимы». Светскую и духовную администрацию крымских караимов возглавляли представители аристократических родов. Комендант и военный гарнизон крепости состоял из караев. Оружейники и кожевенники обеспечивали нужды обороны крепости. Глава караев представлял интересы народа перед крымским ханом.
      Караи родового гнезда имели полную внутреннюю свободу и придерживались вековых традиций (обычное право). «Старшины общества сами разбирали тяжебные дела,… продажа и покупка земель, домов и других недвижимых имуществ, если это было не в больших размерах … совершались также без вмешательства ханского правительства… Акты, с подписями старейшин общества, имели силу законного удостоверения прав собственности» [Шапшал, 1896].
      
       Крепость с гарнизоном караев использовалась для государственных нужд ханства. С середины XV века здесь находилась ставка ханов. Позже её перенесли в Бахчисарай. В крепости ханы принимали послов, подписывали договоры, выдавали ярлыки, чеканили монету, держали знатных пленников и заложников.
        Все правители, начиная с основателя ханства Хаджи Герая, выдавали жителям нагорья Кырк Йера тарханные ярлыки (охранные грамоты), где отмечалось, что за защиту крепости её жители причислены к военной аристократии – тарханам, подтверждались права на землю и границы их владений.

        Коренные жители края – крымские татары, крымские караимы (караи) и крымчаки – родственные тюркские народы, близкие по образу жизни, языку и культуре, в официальных документах ханства именовались по религии и месту проживания. Среди крымских татар, кроме мусульман, имелись и христиане греческой веры (урумы). Их называли греками, как и греков этнических. Крымчаков иудейской веры относили не только к иудеям, но и евреям, наряду с этническими евреями (из-за смешения понятий этнос и религия). Караев, караимская вера которых в корне разнится от иудаизма, из-за почитания ими субботы также числили иудеями, а подчас и евреями, нередко с уточнением – «зилифсыз», т.е. без пейсов. Сходная картина имела место в те времена и в других регионах. Так, в Дагестане христиан разных национальностей считали армянами или греками.

        В документах ханства крымских караимов именовали: народ кыркйерский; иудейский народ Кырк Йера (или верхней крепости Кырк Йера, либо Кале). Проф. В.Смирнов отмечал, что в ханских ярлыках под именем иудеев – жителей Кырк Йера и Кале обычно разумеются только караимы, а понятие Кыркъ йернынгъ югъары Калеси (верхняя крепость Кырк Йера) указывает «на возвышенную местность, составляющую исключительную собственность караимскую, и как бы природную цитадель целой прилегавшей к этой цитадели округи». И далее: «Караимы, как остаток некогда господствовавшего в Крыму целого народа хазар… основались в своём старинном укреплении, ныне именуемая Чуфут Кале, каковое наименование, в свою очередь, выродилось из другого более правильного этимологически – Чуфт Кале». Караи называли свою крепость Чифт-, Чуфт-, Джуфт-, Кош Кале –парная (двойная) крепость (состояла из Старой – Эски Кале и Новой – Йаны Кале).
       В аннотации одной из грамот (1608) В.Смирнов пишет: «Ярлык Селямет-Герай-хана I данный караимам жившим в городке Кырк Йере, называвшемся также еще Кале, а ныне Чуфут Кале. В нем хан, основываясь на льготных грамотах… пожалованных прежними ханами, его предками, начиная от основателей Крымского ханства – Хаджи-Герай-хана I и Менгли-Герай-хана I, подтверждает их льготы от всевозможных налогов, пошлин и повинностей как деньгами, так и натурою и дарует им гарантию от всяких вмешательств в их внутреннюю жизнь и притеснений со стороны местных татарских вельмож, беков и других властных в ханстве лиц, равно как и непосредственных слуг и чиновников ханского двора.
        Ярлык обращен к должностным лицам «Великого Улуса правого крыла и левого крыла, всем сборщикам податей в верхней крепости Кырк Йере, сеитам, муфтиям и наставникам, должностным судьям, шейхам и суфиям, палатским письмоводителям и делопроизводителям, ясаулам, урядникам, лодочникам, мостовщикам, сокольникам, барсникам» и т.д. В ярлыке говорится, что все жители крепости являются «тарханами – льготными, свободными от взиманий и удержек и от таможенной пошлины и от весового, от так называемого налога, от насильственного помещения людей к ним в дома на постой, от взимания коней и скотов на подводы». Караи Кырк Йера, имея налоговые льготы, не освобождались от налогов вообще, и в ярлыке приведен порядок взимания налогов с жителей крепости: « беки будут взимать причитающиеся выходные деньги… с медовых ульев, да взимают по две ханских акчэ с барана, с других съестных припасов зажиточной десятины – по одной десятой; а выше этого поборы не взимают».
        Грамота гласит: «до сего времени прежние хаканы, наши великие предки, оберегая их вышеизъясненным образом, обыкновенно освобождали их от правительственных налогов хаканских ради охраны ими крепости».
        Грамоту завершает предупреждение: «А для делающих в противность этому Нашему всемилостивейшему ярлыку не хорошо будет – пусть они весьма остерегаются, а находящийся в Кырк Йере кади и начальник, ведая по вышеизъясненному да запрещают и останавливают делающих нарушение».

        Территория караев в границах их древнего княжества именовалась в ханских ярлыках Кырк Йер (земля или округа кырков - составной части крымских караимов). Здесь выделяли нагорье и долинную часть. С севера граница проходила по Ашлама дере, а с других сторон была более причудливой. В ярлыке Инайет- Герай-хана I (1635) указана граница «от Тэпэ-Кермана с южной стороны Кемаль-Чокраком до Кале и до источника Сары-Бия, а с запада до пограничного столба Рамазан-Саласы, до нагорья Папас-Чокрака – до Кальена и входом Кыз-Керман, до Кале, и до передней стороны реки Качи - Бешик Дага и Юсуф-чокрака…».
        Чиновникам ханства предписывалось строго следить за соблюдением границ. Показательны слова Джаны-Бек-Герай-хана (ярлык, 1610): «… чтобы впредь на местах упомянутых совместных пастбищ ни один их моих слуг, аг, беков и мурз посевов не производил и огорожей не огораживал, и в собственность не присваивал. А если кто на правах собственности, произведя посев и загородив огорожу, учинит насилие, нарушение и вторжение в те общные и нераздельные пастбища, то блюстител закона кади-эскер эфенди и судьи эфенди должны те пашни уничтожить, а огорожи разорить, чтобы бывшие прежде пастбищами места оставались попрежнему, а что на нагорье Кырк Йера и в долине Салачика греки деревни Улаклы нагородили некоторых огорожей, то их пусть совсем снесут. Так пусть и ведают и по требованию ярлыка поступают».

        Информацию о положении в Крымском ханстве, границах Кырк Йера, тарханстве и привилегиях хранит и историческая память караев.
        Статус крепости повышало содержание в ней знатных пленников, заложников, послов и важных государственных преступников и размещение в ней монетного двора, который являлся и государственным казначейством. В крепости содержались русские боярин Шереметьев, князь Ромодановский, курьер Айтемиров; польские гетманы Потоцкий и Калиновский и дипломаты; литовский посол Леж и другие знатные пленники.
       Около столетия (1454-1551) главным местом чеканки монет был Кырк Йер (при Хаджи, Менгли, Сагиб гераях и др. ханах), а управление монетным двором (дарабхане) и чеканку монет доверяли крымским караимам.
       Сохранился ярлык Шагин Герая о назначении управляющим (эмином) монетного двора Юсуфа Ага (1778): «На основании того , что ты человек солидный и честный в управлении и ведении всяческих предоставленных и порученных твоей опытности дел, тебе же велено поручить устройство моего царского монетного двора на праве доверия… ты должен соблюсти во вверенной тебе службе тщание и внимание, а наипаче зоркость и внимание… О сем памятуй!..» По распоряжению хана Юсуф Ага устроил монетный двор в Кефе (Феодосии).

        Последним эмином монетного двора Крымского ханства был Беньямин Ага. Профессия чеканщика монет сохранилась в фамилии Сикказан. Древние титулы, должности и чины отражены в фамилиях Ага, Байрактар, Капуджи, Мурза, Паша, Чауш, Челеби, Эмин. Карайские женщины знатных родов нередко бывали кормилицами, а их дети – молочными братьями крымских ханов, отсюда фамилии Эмизик и Эмильдэш.
        Представители знатных родов караев занимали высокие должности в ханстве, были членами дивана, выполняли дипломатические миссии. Так, Синан-Челеби-бей-Ходжа, чиновник высшего ранга, с 1500 года служил последовательно Менгли Гераю, Мехмед Гераю, Гази Гераю и Саадет Гераю. Высокие должности занимали и «его сын Юсуф, а затем и все его потомство… вплоть до половины XVIII в. верно служили ханам, имели охранный, в то время, титул ага и на протяжении свыше двухсот лет оказывали значительные услуги своим соплеменникам [Шапшал, 2004]. Муса-бей (1501), Исай-Ходжаки-бей (1590), Шемая-Дуван (1667), Садых-Челеби (1669) и другие караи выполняли дипломатические поручения ханов в Москве. Высокие должности занимал Муса Челеби. Его сын Исаак          Челеби бей Синан (XVII) был Эмином, членом Ханского Дивана, хранителем головного убора хана (дюльбентар).

         Крупная община караев в Кырк Йере (Джуфт Кале), занимая привилегированное положение, влияла и на повышение правового статуса всего караимского народа, тем более, что многие жители крепости имели угодья за ее пределами, в долинах Альмы и Качи. Большая часть земель была в общинном владении.
Внутренняя жизнь караев проходила в условиях правовой самостоятельности и регулировалась обычным правом на основе традиций и обычаев при большой роли старейшин. Князья занимались вопросами самоуправления и представляли караимский народ перед ханами. Недоразумения между караями и окружающим населением, решались государственным судебным порядком. В кади-эскерских судебных книгах и реестрах (сиджиль) есть записи, касающиеся караев:

- 1609 год: «банщик караим Муса принес жалобу на банщика Хусейна, который незаслуженно обидел его, назвав евреем. Показания Хусейна записаны, и дело назначено к разбору»;
- 1653 год : «… возник спор между татарами, греками и караимами из-за пахотных земельных участков…». После работы комиссии экспертов (адуль) с выездом на места «караимы были восстановлены в своих правах, что и записано в актах; им выданы на руки подтвердительные документы»;
- невольник из пленных убил своего хозяина – крымского караима и во избежание кары принял ислам. Максуд Герай Хан подтвердил, что по мусульманским законам преступник заслуживает смерти, велел сказать защитникам неофита, что в таком случае выдал бы в руки правосудия и родного брата, и добавил «если преступник принял ислам по убеждению и чистой совести, то пусть Всевышний (на том свете) вознаградит его, а я обязан здесь заботиться о справедливости» [Караимская народная…, 1995].

       Крымские ханы пользовались советами старейшин караев. Мудрое решение Хаким Исаака, позволившее сохранить правителю любимую жену, записано в кади-эскерских книгах, бытует в устной традиции крымских караимов и крымских татар и опубликовано впервые генералом Я.Кефели в Париже(1955)].
       Караи ценили доброе отношение «хана-батюшки», благоговейно относились к нему и желали благополучия в молитвах. Ниже приведен отрывок из молитвы (хутбэ) в честь Менгли Герая II (стал ханом в 1727 г.): « Всемогущий и Всевечный Творец света, Создатель мира, скрижаль судеб и пера; Царь-Вседержитель, Вечносущий, дарующий могущество и счастие падышахам, правителям, агам и биям, - да упрочатся их могущество, царство и власть… Царь царей, возвеличь звезду Хана нашего, его аг и биев. Да укрепится держава его и да увеличится слава его престола. Царь царей, да будут все враги его покорены под десницу его…».

      Доброе отношение правителей караи связывали не только с защитой крепости и военной доблестью, но и с более глубокими причинами, известными из преданий. По одному из них, отца Хаджи Герая, еще до того, как его сын стал ханом в Литве спас тамошний карай, выходец из Крыма. Став главой государства, первый крымский хан добавил к своему титулу приставку «герай» (равносильно карай) в память о спасении отца. По другому преданию предки гераев, как и крымских караимов происходили из древнего тюркского племени караитов. Эти версии известны и в исторической литературе.

Канд.ист.наук Г.В.Сигаева,
Н.А.Зинченко



  • Крымское ханство
  • Дохазарский и Хазарский периоды, Княжество Кырк Йер
  • Микротопонимы Кырк Йера. Дороги в Джуфт Кале.
  • Кырк Йер – Кале- Джуфт Кале
  • Садоводы Кырк Йера
  • Б.Я.Кокенай, из воспоминаний
  • Крымские караимы (составитель – К. А. Ефетов)
  • Российская Империя
  • Литва, Польша и другие государства
  • История

  •  

     

    1 написал: Download (19 июня 2011 01:09)
     
    Thanks for the helpful information
     

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Июнь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru