Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Самостоятельность караимской религии

 

 

 

 

 

 

Бабаджан Александр Азарьевич

Газзан симферопольской караимской религиозной общины

Самостоятельность караимской религии

 

Аннотация. Статья посвящена возникновению и более чем 3 тысячелетнему существованию самостоятельной караимской религии. Показан кратко путь формирования крымских караимов. Приведены исторические факты признания на уровне религиозных государств самостоятельности караимской религии.

Ключевые слова: история караимской религии, формирование крымских караимов, признание самостоятельности.

Annotation. The article is devoted to the emergence and more than 3 thousand-year existence of independent of the Karaite religion. It displays a short way to the formation of the Crimean Karaites. Presents historical facts on the level of recognition of independence of the Karaite religion.

Keywords: history of the Karaite religion, the formation of the Crimean Karaites, the recognition of independence.

 

Постановка проблемы. Крымские караимы (карайлар) – один из коренных народов, который сформировался в Крыму. Именно на этой территории происходили события их истории и именно с этой территорией они продолжали и продолжают поддерживать связь, независимо от мест, куда их забрасывала судьба или события истории. Одним из основных отличий крымских караимов от других народов и их культуры является караимская религия, которая как и история ее развития, слабо изучены, а в публикациях последнего времени часть фактов умалчивается, а часть освещается с тенденциозной точки зрения. Поэтому для большей объективности необходимо объективное изложение и другой точки зрения. Данная статья – попытка отразить «другую» точку зрения на историю караимской религии и караимского народа.

 

Цели статьи:

 - показать истоки формирования караимской религии;

- показать неизменность ее на протяжении тысячелетий;

- показать отделение от нее разных течений;

- показать историю связи религии с древнейшими народами Крыма;

- показать историю формирования крымских караимов;

- показать историю признания самостоятельности караимской религии.

 

Изложение основного материала статьи.

Развитие религии можно образно сравнить с развитием дерева - сначала возникает теория (комплекс идей), которая  как семечко, несет в себе характеристики религии. В начале пути, у нее мало сторонников, со временем этот круг увеличивается, разрастается, появляются теоретики, которые дополняют, развивают религию до цельного стройного учения. Следом приходят новые служители, которые начинают изменять и дорабатывать сделанное, внося изменения, дополнения, связанные с новыми условиями и проблемами, с которыми сталкиваются верующие и религия в разных регионах, государствах, с разными правительствами. Возникают разнообразные внутренние течения, группировки, которые, как ветви, начинают развиваться довольно самостоятельно, сохраняя в себе ранее принятые изменения и развития теории. По таким наслоениям и доработкам к первоначальному комплексу идей можно, как по древесным годовым кольцам, определять период, к которому относится то или другое произведение богословов или течение в религии.

Все течения можно разделить на две группы по способу возникновения: раскольнические и теоретические.

Раскольнические  - это течения, возникающие при нововведениях, вносимых руководством, когда часть верующих не принимает нововведений и откалывается от основной массы, их принявшей. Часто во главе этого раскола также стоит богослов или группа богословов, которые официально озвучивают недовольство и ропот несогласных и объединяют их в одно течение, но это не меняет сути процесса.

Теоретические - это течения, в основе которых лежат теоретические разработки отдельных богословов или групп, которые, не состоя в руководстве, пытаются изменить какие-то принципы основного течения, и не связаны с моментом введения изменений в основном направлении религии.

В обоих случаях, если появляется масса верующих, поддерживающих эти взгляды и они существуют длительное время, исчисляемое десятилетиями, эти течения получают свои названия, формируют свою литературу и другие проявления своей самостоятельности. Но во всех случаях  они сохраняют в своей теории все предыдущие нововведения и наслоения, кроме тех, которые они отвергают по принципам своего возникновения. Благодаря этому по их литературе, принципам можно определить период  возникновения, если нет упоминаний об их возникновении в летописях и других письменных источниках. 

 

Теперь рассмотрим основные вехи развития караимской религии, которые отразились в истории и теории религии с приблизительной или точной датировкой, в зависимости от существующих знаний.

Религия зародилась на Ближнем Востоке. Основополагающим событием, когда она была создана, стал уход потомков Иакова и части египтян из Египта, когда Господь на  горе Синай дал Моисею 10 Заповедей и Закон, который использовали верующие. Были определены праздники. Этот начальный этап формирования религии окончился обнародованием Закона Моисеем.

При Моисее Закон начали дополнять. С его смертью закончился второй этап формирования религии в XIII в. до н.э. Дальше продолжали дорабатывать, внося дополнения из-за изменением условий жизни и новыми знаниями. Яркий пример – нахождение пятой книги Моисея (Второзаконие) при ремонте I Храма (950-586 гг. до н.э.) в 622 г. до н.э.

Кратко остановимся на главных событиях, повлиявших на формирование и становление религии.

С расколом единого государства около 931 г. до н.э. на два:  Северное - Израиль и Южное – Иудея, произошла первая трещина в религии.  В Иудее основной храм был Иерусалимский, а в Израиле главным был сделан другой храм или несколько, куда устремлялся народ во все основные религиозные праздники.

В дальнейшем эта трещина, начавшая разделять верующих, еще больше расширилась с уводом в плен части населения Северного царства (Израиля) ассирийцами в 722/21 г. до н.э. В новых условиях также производятся изменения и доработки, связанные с изменением условий жизни верующих. В Ассирии переселенные не были в рабстве, так что верующие сохраняли свою религию.

После разрушения Иерусалима и I Храма в 586 г. до н.э., переселенные вавилонянами из Иерусалима верующие нашли поддержку у своих единоверцев в Вавилоне.

В 538 г. до н.э. выходцы Южного царства и часть потомков, переселенных из Северного царства, после разрешения вавилонского царя  Кира вернулось в Иудею. Переселенные жили в Вавилоне состоятельно, занимали высокие посты, некоторые даже были князьями, имели рабов, например, возвращавшиеся в Иерусалим, а их возвращалось 42360 человек [Ездр.2,64], имели 7337 рабов [Ездр.2,65], с которыми переселились в Иудею. И вот это возвращение многие специалисты считают началом формирования еврейского народа. Все, что происходило до этого, все праздники, скорбные даты признаются караимской религией и все тексты – святы.

Что же изменилось в этот исторический момент? Произошло выделение части верующих из общей массы, и они эту обособленность постепенно закрепили и в религии. Вначале вернувшиеся отмежевались от верующих, проживающих в  Иудее, не разрешив им участвовать в строительстве II Храма [Ездр.3,3]. Затем было изгнание инородных жен и полное закрытие еврейской религии от прозелитов [Ездр.10,11], и  признание II Храма святым как замену I Храма.

В этот момент появляется религиозное течение, которое привело к созданию еврейской религии. Оно начало отход от изначальной Моисеевой религии. С этого момента начинается расхождение между караимской и еврейской религиями. Караимы не признали святости II Храма и не признают всех праздников и дат, связанных с II Храмом. Караимы не закрыли свою религию от прозелитов и продолжали миссионерскую деятельность среди различных народов, что отмечено в исторических хрониках – яркими примерами этого могут служить деятельность Исаака Сангари в Хазарском каганате (8 в.) и Захара Схарии в Новгороде (15 в.). Прозелитизм и миссионерство были прекращены под давлением законов государств, в которых они проживали, т.к. господствующая в них религия добивалась того, чтобы законодательно было закреплено разрешение  перехода из разных религий только в господствующую религию. Любые переходы в другие религии были незаконны и преследовались господствующей церковью и государством. Это подтверждается многочисленными документами в архивах.

         Далее был окончательно определен состав книг Ветхого Завета около 300 г. до н.э. в 24 книгах (5 книг Моисея, отсюда название «Пятикнижие» (от греческого Pentateuch), 8 книг пророков и 11 книг хагиографов ( hagiografia – от греческого «святой») – религиозные писания, жизнеописания святых и т.д.) (39 книг по христианской группировке текстов). Караимы это приняли, но они всегда считали книги Ветхого Завета неравнозначными. Высшей ценностью является Декалог (10 Заповедей), который всегда писался на алтаре и\или на стенах караимских храмов. Он так высоко ценится караимами, что две открытые скрижали стали символом караимской религии. На втором месте идут 5 книг Моисея, которые кладутся в алтарь, в течение года весь текст прочитывается по субботам в храмах, из-за всего этого караимов назвали «народом Торы», т.е. Пятикнижия. Все остальные книги Ветхого Завета воспринимаются как дополнительные. При этом, при противоречии между утверждениями в книгах берется первая формулировка, как истинная. Например, караимы используют первый текст Декалога [Исх. 20,2-17], используя равенство всех перед Законом [Исх. 12,49] и запрет на дачу денег в рост [Исх. 22,25; Лев. 25,37]  никогда не занимались ростовщичеством  и банковским делом, хотя во Второзаконии разрешается давать в рост иноверцам [Втор. 23,20].

Караимская религия разрешает верующим пользоваться любыми книгами для своего саморазвития, в том числе пророческими и богословскими книгами любых религий. Караимы не признают прекращения прихода пророков после кодификации Ветхого Завета и признают пророками Иисуса Христа и Мухаммеда, посланными к другим народам, чтобы привести их к единобожию, но для себя караимы не считают священными книги ни Нового Завета, ни Талмуд, ни Коран. Позже был принят принцип вероучителя Анана бен Давида «Не полагайтесь на меня, а сами тщательно изучайте Святое Писание», т.е. каждый караим должен сам изучать Закон, его исполнять и полностью нести ответственность за свою интерпретацию Закона и его исполнение.

В 359 году н.э. был принят астрономический лунный календарь, караимы же это нововведение не приняли и пользуются лунным календарем по видимым фазам Луны, и используют расчетный календарь Кокизова Ю.Д. на 2200 лет [9], рассчитанный именно на видимые фазы Луны, т.е. новомесячье начинается тогда, когда Луна будет видима, т.е. на несколько дней сдвинуто по отношению к астрономическому новомесячью.

         Из всего сказанного видно, что были правы караимские богословы, говорившие, что караимы на протяжении многих тысячелетий хранили древнюю религию Моисея в первоначальной чистоте, принимая только мелкие изменения,  которые не затрагивали саму религию. На вопрос, почему о них специально не писали в хрониках и других письменных источниках – ответ прост, подавляющая масса верующих придерживалась именно этой древней веры и только отдельные мелкие группы образованной части духовенства и верующих создавали отдельные течения и группировки, которые и получали свои особые названия, например, ессеи, саддукеи, фарисеи. Только после канонизации Талмуда фарисеями в 500 г. и создания академий и многочисленных школ, где готовились раввинистические богословы и священники, которые на местах начали внедрять талмудизм (иудаизм), меняя под его требования ритуалы и нормы, большая часть верующих постепенно перешла на исповедание талмудизма.

         Канонизация Талмуда и введение всех его нововведений окончательно сформировало новую самостоятельную религию, которая по основным своим свойствам получила сразу несколько названий:    

  • талмудизм, т.к. Талмуд стал главной книгой этой религии;
  • раввинизм, т.к. священники раввины получили полную власть толковать на основе Талмуда все религиозные и житейские вопросы верующих;
  • еврейская религия, т.к. любой, принявший эту религию, должен был по требованиям Талмуда отказаться от своих этнических и культурных особенностей и принять еврейскую культуру и психологию, через несколько поколений потомки их становились неотличимы от чистокровных евреев.

         Ничего этого не было в древней Моисеевой религии и нет в караимской.

         Первое официальное признание существования двух самостоятельных религий - талмудизма и караизма так описывается: «Выбрав подходящий момент, Анан должен был броситься к ногам халифа и воскликнуть: "О, повелитель правоверных! Повелел ли ты моему брату Иосии, назначив его на столь высокий пост, стать во главе 2-х религий или же одной?". Несомненно, халиф ответит: "Только во главе одной". - После этих слов Анану следовало объявить, что его религия не имеет ничего общего с религией брата и евреев-раввинистов»[3, 399]. И Анан, ставший главой и реформатором караимской религии,  представил в Багдаде  халифу Персии Абу Джафар аль-Мансуру в 767 г. древнюю религию. Это в дальнейшем Анан сделал свои нововведения, благодаря которым его прямых последователей именовали ананитами и о наличии среди караимов последователей Анана писали караимский богослов Киркисани в 10 в., мусульманские ученые Бируни – в 11 в., Макризи – на рубеже 14-15 веков. И только позже караимы постепенно приняли реформы Анана бен Давида, которые не затрагивали сути религии. Одними из важнейших нововведений были строгое соблюдение требования «Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляйте от того» [Втор.4,2]  и высказывания самого Анана «Ищите тщательно в Библии и не полагайтесь на мое мнение».

Предки крымских караимов по вере (не этнические) попали в Вавилонское государство (тогда – Ассирия) почти на 140 лет раньше захвата Иудеи, после падения Северного Израильского царства со столицей Самарией около 720 г. до н.э., там прижились, смешались с местным населением, храня свою древнюю религию и распространяя ее среди окружающих народов. Это они помогли разместиться приведенным в 586 г. до н.э. пленникам после разрушения Иерусалима и Первого Храма.  Они не вернулись в Иудею в 537 г. до н.э., когда царь Кир разрешил возвращаться в Иудею. Они не признали святости II Храма и во времена Камбиза II (529-522 гг. до н.э.), по Маджалисскому документу, с мидийскими войсками воевали против массагетов, мстя за смерть Кира, принесли религию в Крым и распространяли  ее среди местного населения, смешиваясь с ним [1].

С принятием в первой половине 8 в. хазарским каганом Буланом и его поддерживающей знатью караимской религии, которых  обратил караимский богослов Сангари, приехавший из Константинополя и умерший в Крыму в 767 г., резко увеличилось число караимов-тюрков, которые в большей мере определили генотип и культуру крымских караимов.

В дальнейшем на всех территориях, где проживали крымские караимы, они пользовались религиозной и административной свободой, им даровали земли и  отдельные привилегии. Вот несколько исторических примеров признания самостоятельности караимов и их религии на государственном уровне.

В 1243 г. Даниил Галицкий договорился с ханом Батыем о переезде 100 караимских семей из Крыма в Галич и в 1246 г. в Галич прибыло 80 семей, получивших землю, привилегии в торговле и свободу своего вероисповедания [2].

В 1397 г. 483 семей караимов переселились в Великое Княжество Литовское – 330 семей в Тракай, 153 – в Паневежис [10, 81].

В январе 1429 г. в Луцке в торжественной процессии, встречавшей польского короля Сигизмунда, участвовали караимы со своим священником как самостоятельная делегация [5, 167-168].

         В Великом Княжестве Литовском караимы получили земли, свободу вероисповедания, привилегии. Например, 27 марта 1441 года от Великого князя Литовского Казимира Ягеллона караимы Тракай получили Магдебургское право [6, 1-7].  В дальнейшем эти привилегии подтверждались и даровались дополнительные привилегии последующими Великими князьями Литовскими и Польскими королями [6, 24-29].

         Аналогичные привилегии и самостоятельность караимам были дарованы и в Крымском Ханстве [6, 57-71].

         В царской России с самого присоединения Крыма караимы получили признание своей самостоятельности [6, 109-112], а 3 марта 1837 года был подписан именной указ о создании Таврического Караимского Духовного Правления по аналогии с Таврическим Магометанским Духовным Правлением, утвержденным 23 декабря 1831 г.  Как видим, в царской православной России караимская религия была признана как отдельная самостоятельная  религия, так же как и мусульманская. Представители российской монаршей семьи неоднократно посещали караимские храмы и Джуфт Кале.

В католической Польше подписаны 26.08.1936 одновременно статусы караимского – № 518 и мусульманского – № 517 религиозных союзов [4].

Как видно из приведенного, в разных государствах при разных господствующих религиях на протяжении многих веков караимскую религию признавали отдельной самостоятельной религией.

 

Выводы.

  1. Караимская религия является независимой, самостоятельной религией, а не сектой еврейской религии.
  2. Самостоятельность караимской религии признавалась на протяжении многих веков.
  3. Караимская религия на протяжении тысячелетий сохранила учение Моисея, не принимая  более поздние наслоения.
  4. Анан бен Давид не основатель, а лишь реформатор древней караимской религии.
  5. Крымские караимы – народ, сформировавшийся на территории Крыма из племен и народов, в разное время проживавших на полуострове на протяжении более 2,5 тысячелетий, в том числе и прозелитов.

 

Литература:

1. W. Syrokomla, Wycieczki po Litwie, Wilno, 1857.

2. J. Stepanev, Lepoque de Danylo Romanovyč (milieu du XIII siecle) d’apres une sourse karaite. Harvard Ukrainian Studies. vol. II. No.3, September 1978, с. 334-373.

         3.  Еврейская энциклопедия Брокгауза-Ефрона, т. II, С.-Петербург, 1908-1913. – 489 с.

4. Ustawa o stosunku Panstwa do Karaimskiego Zwiazku Religijnego w Rzeczypospolitej Polskiej// Dzennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej – 1936. – N30 – с. 548-552.

5.  Zajączkowski A., Karaimi na Wolyniu, “Rocznik Wolynski”, 1933, с. 149-191.

6. Сборник старинных грамот и узаконений касательно прав и состояния русско-подданных караимов, с предисловием В.Смирнова, СПб, 1890. – 223 с.

7.  Lietuvos Metrika N 8, (1499 -1514), Vilnius, 1995. – 708 с.

8.  Gąsiorowski S., Karaimi w Koronie i na Litwie w XV –XVIII wieku, Krakow, Budapeszt 2008. – 598 с.

9.   Кокизов Ю. Д. Караимский календарь: на 2200 лет с 4001 по 6200 год по караимскому летоисчислению или с 241 по 2400 год по рождество Христово/ Ю.Д. Кокизовъ; (иврит) – СПб.: тип. І. Лурье и Ко., 1912. − 88 c.

10. Синани И.И. История возникновения караимизма, т I, Симферополь, 1888, 113 с.

 

Вопросы крымско-татарской филологии, истории и культуры. Выпуск №3, Государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего образования Республики Крым "Крымский инженерно-педагогический университет», Симферополь, 2016, с. 142-146.


  • Караимское вероисповедание – караизм
  • «Я ГОТОВ СЛУЖИТЬ НАЦИИ И РЕЛИГИИ…»
  • Публикации о крымских караимах или история одного «верблюда»
  • Ефетов Константин Александрович. Шеф говорил… Стихотворения. – Симферополь, ...
  • Константин Ефетов. «Жизнь летучих мышей». Стихотворения.
  • Каталог "Крымские караимы"
  • Решение Национального съезда крымских караимов-тюрков 2016 г.
  • 13 декабря в Мелитополе состоялась встреча караимов с Чрезвычайным и Полном ...
  • Тюлай Чулха, Крымскокараимская меджума Катыка: текст, перечень лексики
  • Ефетов К. Шокирующая тайна Сикстинской капеллы

  •  

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Ноябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru